• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

И дым отечества нам выгодно приятен

Собеседник. 2004. № 38. 13 октября

...По мнению директора Центра экономики окружающей среды ГУ ВШЭ Георгия Сафонова, Киотское соглашение поможет России привлечь целевые инвестиции на модернизацию промышленности, энергетики и улучшение работы ЖКХ...

На минувшей неделе у меня пропали последние сомнения в том, что Россия ратифицирует Киотский протокол. Свое "за" уже высказали и президент, и премьер-министр (по поручению всего правительства) страны. Очередь - за депутатами Госдумы. Но за ними после столь высочайшего "одобрямса", уверена, не заржавеет.
Так что же это за протокол и чем он интересен нам, простым россиянам?
Международное соглашение для борьбы всем миром с негативным влиянием на климат планеты парниковых газов (прежде всего углекислого и метана) появилось на свет в 1997 году. Рожденный в недрах ООН протокол рассчитан на период до 2013 года. К 2003-му его ратифицировали 102 страны. Однако отказ присоединиться к нему США и затянувшееся раздумье России могли поставить крест на всем соглашении.
Яблоком раздора стали квоты на промышленные выбросы в атмосферу, торговля которыми позволяла менее развитым странам получать прибыль от своей экономической отсталости. Россия с ее огромными просторами и хилой промышленностью реально претендует на роль продавца "свежего воздуха", особенно для соседних Китая и скандинавских стран. Тем не менее у нас нашлось немало противников Киотского протокола, уверенных, что с ростом экономики мы будем вынуждены сами покупать квоты. Например, советник президента РФ по экономическим вопросам Андрей Илларионов прогнозирует прямые убытки от соблюдения этого соглашения в 1 триллион долларов и советует забыть в таком случае о задаче удвоения ВВП.
С "илларионовцами" не согласны сторонники протокола, которые уверены, что ратификация соглашения заставит отечественных промышленников активно внедрять энергосберегающие технологии. По мнению директора Центра экономики окружающей среды ГУ ВШЭ Георгия Сафонова, Киотское соглашение поможет России привлечь целевые инвестиции на модернизацию промышленности, энергетики и улучшение работы ЖКХ.
В центре Сафонова подсчитали, что по прогнозу Илларионова выбросы вредных веществ в России должны возрастать ежегодно на 4%. Такое возможно, если мы каждый год станем либо на 20% больше сжигать угля, либо пустим на внутреннее потребление десятую часть нынешнего экспорта нефти и газа. По словам Георгия Владимировича, это из области фантастики.
А вот заработать на квотах России вполне реально. Покупатели уже имеются. Так, созданный в Японии фонд собрал 100 млн. долларов на реализацию подобных проектов. У голландцев в загашнике около 150 млн. евро, копят денежки австрийцы, и даже Мировой банк готов потратить на обеспечение механизмов Киотского протокола 145 млн. долларов. Главное - не проморгать инвесторов и в очередной раз не оказаться на обочине мирового прогресса.