• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Минфин занимает, чтобы отдать

Бизнес. 2005. № 4. 14 января

..."Вопрос не в том, занимать или нет, вопрос - зачем занимать? Если есть проекты или идеи проектов, которые надо реализовывать, тогда заимствования оправданны. Если же таких проектов нет, то логика наращивания объема внутреннего долга может быть связана с попыткой поддержки стабильного курса рубля к доллару и со стремлением избежать инфляции посредством стерилизации излишней ликвидности", - пояснил "Бизнесу" проректор ВШЭ по науке Андрей Яковлев...

Вчера на заседании правительства РФ министр финансов РФ Алексей Кудрин сообщил о планах по управлению внутренним и внешним государственным долгом на ближайший год. Правительство планирует увеличить объем внутренних заимствований, прежде всего долгосрочных, одновременно сократив величину внешнего долга страны, и прежде всего долга Парижскому клубу кредиторов. Эти меры - попытки удержать инфляцию и реструктуризировать госдолг в направлении роста доли внутренних заимствований. В нынешнем году Минфин планирует увеличить внутренний долг. Объем выпуска государственных ценных бумаг разных видов на 2005 год должен составить 279 млрд руб. При этом на 6 млрд руб. планируется выпустить ГКО, на 213 млрд руб. - ОФЗ, а еще на 6о млрд руб. - ГСО, государственные сберегательные облигации. Часть объема выпуска ОФЗ в размере 45 млрд руб. будет направлена на проведение обмена облигаций старых выпусков. На рынок, таким образом, будет направлено госбумаг на 234 млрд руб. Вывод бумаг будет постепенным, поэтому резких скачков рынка не ожидается. Новацией года на рынке госзаимствований станут ГСО - долгосрочные бумаги, ориентированные на институциональных инвесторов. В эти бумаги будут инвестироваться пенсионные накопления граждан (находящиеся в управлении ПФ РФ, Внешэкономбанка, частных УК и пр.).
Алексей Кудрин сообщил, что привлечение средств от размещения гособлигаций запланировано в размере 210,86 млрд руб., или 90,1% от объема выпуска. С учетом того, что погашение бумаг в 2005 году должно составить 85,79 млрд руб., чистое привлечение ожидается на уровне 125,07 млрд руб. Напомним, что в 2004 году чистое привлечение составило 90-100 млрд руб. "Вопрос не в том, занимать или нет, вопрос - зачем занимать? Если есть проекты или идеи проектов, которые надо реализовывать, тогда заимствования оправданны. Если же таких проектов нет, то логика наращивания объема внутреннего долга может быть связана с попыткой поддержки стабильного курса рубля к доллару и со стремлением избежать инфляции посредством стерилизации излишней ликвидности", - пояснил "Бизнесу" проректор ВШЭ по науке Андрей Яковлев.
Мнение, что наращивание рублевого долга - мера прежде всего из области денежнокредитной политики, высказал и Кристофер Грэнвилль, старший аналитик ОФГ по инвестиционной стратегии. Он полагает, что главное основание планов Минфина по выпуску облигаций - не потребность правительства в деньгах, а стерилизация денежной массы, растущей из-за профицита платежного баланса и эффективной работы фискальной системы. С помощью наращивания внутренних заимствований Россия, очевидно, сможет также погасить значительную часть своего внешнего долга, в частности долг перед членами Парижского клуба кредиторов. Если переговоры с Парижским клубом будут успешными, то погашение в планируемых размерах ($7-10 млрд) позволит сэкономить российскому бюджету значительные суммы.
Момент для погашения сейчас как нельзя более удачный: наши кредиторы из числа стран ЕС, и в первую очередь Германия, имеют большие дефициты бюджетов, и поступления российских задолженностей позволят удержать дефицит в пределах нормативов ЕС, за что "парижане", возможно, дадут нам дополнительную скидку с суммы долга. Грех не воспользоваться чужими проблемами. С учетом того, что обслуживание внешнего долга стоит 7-13% годовых в валюте, сравнительно дешевые внутренние займы - действительно целесообразное решение. Доходность рублевых госбумаг в последние годы неуклонно снижалась, и даже с учетом прогнозного роста доходности (что неизбежно при повышении ставок ФРС) внутренние заимствования становятся все более выгодными, тем более что расходы на обслуживание долга в тех или иных формах возвращаются в российскую экономику.
Кристофер Грэнвилль считает, что стратегически такой подход к управлению госдолгом абсолютно правилен, но полагает, что если Минфин не увеличит предлагаемую доходность до интересных рынку величин, планы государства по привлечению средств могут быть нарушены. Дискуссионным остается и вопрос о том, нужно ли расходовать излишки стабилизационного фонда на выплаты по внешним займам. Алексей Кудрин ратует за максимально возможное использование сверхплановых доходов стабфонда именно в этом направлении, тогда как Михаил Фрадков на заседании правительства настаивал на том, чтобы решать другие внутриэкономические проблемы за счет этого источника.
Господин Грэнвилль считает, что излишек стабфонда можно использовать только для погашения долгов, и, более того, полагает, что необходимо поднять "цену отсечения" по нефти, которая формирует долю стабилизационного фонда, о которой ведутся столь горячие дискуссии. Погасить внешние долги - это менее рискованная, более консервативная позиция, которой придерживается Минфин. Более активные подходы исповедует Минэкономразвития, где предлагают тратить излишек стабфонда не на расчеты с кредиторами, а на инвестиционные проекты. Но опасения по поводу инфляции, видимо, не позволят реализоваться агрессивной стратегии использования финансовых ресурсов страны, к которой склоняется в последнее время и премьер. Что ж, если ситуация такова, что основной макроэкономической целью по-прежнему остается борьба с инфляцией, значит, вопросы развития отодвигаются на задний план.