• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Диплом в квадрате

Финанс.. 2005. № 16. 25 апреля

...Важное достоинство отметил директор Банковского института Высшей школы экономики Василий Солодков: "Бизнес не варится в своем котле, и совместные проекты позволяют увидеть мир не только с самой высокой точки на нашем болоте, но и с сопредельных болот. У людей, которые обучаются по данной программе, более объективная картина того, что происходит в мире бизнеса, и соответственно они более адекватно подготовлены к работе"

...МВД. Совместных программ на рынке отечественного бизнес-образования множество. Они имеют ряд преимуществ перед отечественными курсами. Но зачастую там ничего российского, кроме места обучения и студентов.
Разнообразие ВИДОВ. Понятие совместных программ довольно широкое. "Часто под этим понимают просто сотрудничество, то есть обмен студентами и преподавателями. Но для России характерна его слабая форма - односторонний обмен. Преподаватели-иностранцы приезжают к нам читать лекции, причем не системно, а стихийно, и крайне редко отечественных педагогов приглашают на Запад. Прямого отношения к совместным программам подобный "обмен" не имеет", - считает ректор Института бизнеса и экономики (создан при Академии народного хозяйства) Эдвард Гойзман. Стоит добавить, что и россияне гораздо охотнее едут учиться за границу, чем иностранцы приезжают к нам.
"Совместными можно назвать те программы, в разработке и реализации которых участвуют два или более учебных учреждений. Каждое из них вносит свой вклад: создает образовательные курсы, проводит набор, обучение, экзамены, обеспечивает административную поддержку и выдает документ о присвоении квалификации", - поясняет администратор программ МВА Международного банковского института Юлия Мишина.
К характерным признакам совместных программ следует отнести договор о партнерстве двух школ, единый учебно-тематический план, проведение программы на регулярной, постоянной основе интернациональным коллективом преподавателей, аккредитацию на международном уровне, получение двух дипломов (российского и иностранного).
Несомненные плюсы, неочевидные минусы. "МВА - это западное изобретение, и при всех достоинствах отечественного образования для нас - совершенно новое дело. Все возрастающая популярность подобных курсов и связана с тем, что российский стандарт МВА написан по западному образцу, ориентирован на практический бизнес и международные принципы его ведения. Поэтому в совместных программах зарубежный партнер - это гарант качества образования, источник современных методик, учебников, кейсов, примеров передовой мировой бизнес-практики", - объясняет замдиректора Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) Михаил Зайцев.
Важное достоинство отметил директор Банковского института Высшей школы экономики Василий Солодков: "Бизнес не варится в своем котле, и совместные проекты позволяют увидеть мир не только с самой высокой точки на нашем болоте, но и с сопредельных болот. У людей, которые обучаются по данной программе, более объективная картина того, что происходит в мире бизнеса, и соответственно они более адекватно подготовлены к работе". Участие в совместной программе дает слушателю возможность ознакомиться с примерами взаимодействия и столкновения разных деловых культур как на теоретическом уровне (лекции, разбор кейсов), так и на практике (дискуссии с западными профессорами и бизнесменами, сдача экзаменов, защита дипломного проекта). Нет сомнений в том, что для человека, связанного с международным бизнесом, этот опыт очень ценен.
Есть еще один момент: обучение - это двусторонний процесс и без упорной работы слушателей достижение высокого качества образования невозможно. "А современная российская ментальность все еще нередко допускает, что отсутствие серьезных усилий со стороны студента может компенсироваться высокой платой за обучение, - комментирует Михаил Зайцев. - Западные партнеры категорически не приемлют подобный подход, и это, несомненно, приносит большую пользу участникам программы".
Одной из слабых сторон международных проектов считается сотрудничество с крепкими западными середняками, а не с элитой бизнес-образования. Но "в лоб" смотреть на эту проблему вряд ли целесообразно. "Топовых школ нет не только в России, но и в Европе. Все они сосредоточены в США. Есть те, которые работают по американскому образцу, -INSEAD и Лондонская школа бизнеса, - отмечает Василий Солодков. - В России же развивается европейский формат МВА - это нельзя назвать недостатком, это данность".
Специалисты отмечают, что вряд ли в обозримом будущем школы из top-10 придут в Россию. "Я сам окончил Гарвард, - продолжает Василий Солодков. -И неоднократно звал их сюда: "Ребята, приходите". Все время получал один и тот же ответ: лучше уж вы к нам. Топовые школы не разбрасываются". А Михаил Зайцев заявляет: "Пренебрегать "крепкими середняками" на нынешнем этапе российского бизнес образования было бы крайне самонадеянно. Руководители серьезных школ понимают, что уровень обучения в западных заведениях в целом существенно выше".
Нерусский путь. Есть те, кто ратует за особенный путь развития России - не только исторический, культурный, экономический, но и образовательный. В кругу подобных "славянофилов" приветствуется точка зрения, что и программы МВА должны разрабатываться и осуществляться исключительно своими силами. При этом не принимается в расчет "подростковый" возраст отечественного бизнес-образования. "Нет особых российских знаний, все бизнес-школы мира используют американские учебники. Нужно признать, что все мы учимся по одной идеологии, и придавать ей национальные особенности несколько странно - во всяком случае пока у российского бизнеса не накопится своя история успеха", - считает вице-президент по коммуникациям Стокгольмской школы экономики в России Маргарита Адаева-Датская. С ней согласен Михаил Зайцев: "Дискуссию об особом "русском" пути считаю совершенно неуместной. Разумеется, для России важна интеграция в цивилизованное мировое сообщество, и в частности в области бизнес-образования". Создание совместно с западными партнерами МВА-программ - один из действенных способов решения этого вопроса. "Он позволит обеспечить уровень подготовки специалистов, соответствующий мировым стандартам, создать лучшие условия трудоустройства российских выпускников, повысить престиж наших бизнес-школ", - добавляет Юлия Мишина. Второй способ - аккредитация в интернациональных образовательных ассоциациях: AACSB, АМВА, EFMD, CEEMAN. Но она требует интенсивной исследовательской и консалтинговой работы, а также публикаций в специальных международных журнал ах.
Старожилы. Несмотря на юный возраст отечественного бизнес-образования, среди совместных программ, реализуемых в России, есть свои долгожители. Об опыте Института бизнеса и экономики "Ф." рассказал Эдвард Гойзман: "В 1991 году меня пригласили преподавать в Калифорнийский университет. Там-то я и увидел, что МВА -серьезное направление в образовании. У нас мало кто так думал. А тут оказалось.два года обучения, толстенные учебники. Тогда-то и возникла идея воспроизвести эту модель в России. Наши будущие партнеры ее поддержали, но с большой осторожностью, и поставили множество условий". С тех пор 60% лекций читаются американцами из Калифорнийского университета, производится строгий отбор при поступлении, экзамены - исключительно письменные, причем нельзя пропускать занятия и списывать, а пересдавать разрешается в экстраординарных случаях.
В Международном банковском институте программа Executive MBA Banking and Finance реализуется с 1994 года. Слушатели проходят двухнедельную преддипломную практику в Стокгольмском университете, там готовят и защищают выпускную работу, а по завершении получают степень магистра этого учебного заведения. "Реализация проекта находится под постоянным, неусыпным контролем со стороны западного партнера. Ежегодно происходит утверждение как содержания программы в целом, так и каждого курса в отдельности и вопросов для письменных экзаменов. Занятия проводят шведские и российские преподаватели, а также специалисты-практики", - рассказывает Юлия Мишина.
В Банковском институте ВШЭ совместная программа начала создаваться с 1995 года. "Со временем мы поняли, что готовы к тому, чтобы делать полноценную МВА-программу, - вспоминает Василий Солодков. - Мы совместно разработали учебный план, который, с одной стороны, соответствовал российскому образовательному стандарту, с другой - требованиям наших западных партнеров. После этого надо было сертифицировать программу в Нидерландах, что и произошло в конце прошлого года". Пока преподавание ведется российскими педагогами, но уже с этого года планируется использовать опыт Inholland. Предполагается, что иностранные преподаватели будут вести три курса: корпоративное управление, управление рисками и освещать проблемы, связанные с МСФО. Лекции будут проводиться в России и Нидерландах, где обязательным станет посещение различных финансовых учреждений.
Интересную программу предлагают в ИБДА, где смогли привлечь к участию интернациональную команду преподавателей из Бельгии, России, Америки. Бонус курса - интенсивная недельная программа "Европейская среда бизнеса", проводимая в Антверпене. Слушатели посещают лекции профессоров UAMS и авторитетных педагогов-практиков, а также крупные компании, где встречаются с их руководителями и, главное, представляют предварительные презентации командных мастерских проектов на суд бельгийского жюри. Квалифицированные рекомендации помогают в дальнейшей работе над дипломами. "Все количественные и качественные методы, рассматриваемые в программе, призваны помочь слушателям структурировать их собственный опыт и на этой основе построить свое видение современного бизнеса и определить в нем место своей компании", - подводит итог Михаил Зайцев...