• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мнение

OPEC.RU. 2005. № 10:03. 29 апреля

Россия денег не увидит

Виктор Кимович, как пишут «Ведомости» Минфин и МЭРТ смотрят на отток капитала из России с разных точек зрения: Кудрин считает, что уже в 2006 году страна перестанет быть донором для зарубежных рынков, оппоненты из Минэкономразвития прогнозируют, что перелом произойдет не раньше 2007 года, а независимые эксперты вообще не видят оснований ждать притока капитала в ближайшие три года. А с Вашей точки зрения, оправдан ли оптимизм правительства?
Оптимизм правительства в этом вопросе особенно не оправдан. После 2003 года объем иностранных инвестиций в нашу страну стал падать. В 2004 году он едва превысил 30 млрд. долл., причем прямые иностранные инвестиции из этой суммы составили менее 25%. Большая часть средств пришлась на займы крупнейших российских компаний и банков, cвязанных с возможностью привлечения дешевых ресурсов за рубежом.
Основными инвесторами в российскую экономику являются крупнейшие зарубежные компании и банки, способные отстаивать свои позиции, в том числе, и на уровне политического руководства страны. Более мелких инвесторов у нас нет, поскольку противостоять натиску государства они не могут.
Существует довольно известный круг проблем, препятствующий притоку иностранного капитала в нашу страну. Основные проблемы, которые есть сегодня в России - это вмешательство государства в дела бизнеса, высокая коррупция, административные барьеры, крайне высокая степень изменчивости законодательной среды, сложности для инвесторов с защитой своих прав в суде.
Согласно данным авторитетного международного агентства PRS Group, Россия по степени привлекательности для инвесторов занимает 51 место из 140 оцениваемых развитых и развивающихся стран. Причем, по уровню платежеспособности по долгам и динамике и стабильности экономики она занимает соответственно 28 и 34 места, опережая ряд развитых стран, включая Великобританию. В то же время политические риски оцениваются как чрезвычайно высокие (68 место) и именно их эксперты рассматривают как основные факторы оттока капитала из страны и важнейшие препятствия для прихода иностранных инвестиций.
Если сопоставить Россию со странами Восточной Европы, то можно заметить, что в последних крупнейшими инвесторами выступают средние и малые предприятия, которых наряду с доступностью и дешевизной рабочей силы привлекает стабильность политической системы, ориентированность элит на присоединение к Европейскому сообществу. Такой характер вложений помимо всего прочего способствует диверсификации экономики. У нас сегодня условий для работы небольших инвесторов нет.
А есть ли шанс это изменить в ближайшее время? И что для этого нужно?
Шансы имеются всегда, хотя, на самом деле, чтобы принять необходимые законы и поправки, требуется время. Требуется время и для того, чтобы эти поправки заработали, чтобы бизнес поверил в то, что инвестиционный климат в России начал меняться.
Существует вторая сторона капитальных операций – это движение российского капитала из страны. А здесь тенденция массового оттока капитала налицо. Можно выделить две составляющие этого процесса. С одной стороны, российский бизнес, становясь интернациональным, стремится диверсифицировать источники получения доходов, реализуя проекты за рубежом. Покупка сети продаж, сервисных компаний позволяет более качественно конкурировать на иностранных рынках. Приобретение предприятий за рубежом также помогает российским товаропроизводителям обходить барьеры и рогатки, действующие в отношении них во многих развитых странах. В этом процессе ничего страшного нет.
С другой стороны, существует реальный страх российского бизнеса перед государством. В условиях неопределенности с результатами приватизации, налоговых преследований компании не рискуют инвестировать значительные средства внутри страны. У многих есть впечатление, что дело ЮКОСа, является не исключением из правил, а определенной пробой пера, которая может стать впоследствии массовой практикой. И понятно, если не изменить условия, бегство частного капитала из России не остановить.
В послании Федеральному собранию Путин говорил, что нужно дать частному бизнесу свободу, что сейчас он находится в ужасном положении. Можно ли считать, что эти слова действительно будут реализованы в ближайшее время?
Декларации, действительно были весьма либеральными, но нужно посмотреть, как эти декларации будут претворяться в жизнь. То есть, посмотреть, когда будет проведена налоговая амнистия, в какие сроки будут приняты поправки, разрешающую свободную репатриацию средств из-за границы, как будут дальше строиться отношения между бизнесом и государством. Для многих будет показательным 16 мая, когда будет оглашен приговор по делу Ходорковского и Лебедева. В зависимости от характера приговора станет ясно, насколько, действительно, государство хочет поменять взаимоотношения с бизнесом.
Вы говорили про отток капитала из России при вложении в иностранные активы. Можем ли мы ожидать обратной реакции от запада, что будут вкладывать в наши предприятия?
Когда я работал в ЦБ РФ и Международном Московском Банке, мне приходилось достаточно много встречаться с иностранными инвесторами. Они все говорили одно и тоже – значительного притока иностранных инвестиций в Россию ждать бесполезно, пока не вернутся капиталы, которые были вывезены из России в начале 1990-х гг. Они говорили, что пока мы не увидим, что отношение российского бизнеса к инвестициям в собственную страну поменялось, мы не начнем реализовывать проекты здесь.
То есть, эти оба процесса – приток иностранных инвестиций и бегство национального капитала – сильно взаимосвязаны. При оценке рисков, связанных с реализацией проектов, иностранные инвесторы учитывают, как экономические, так и политические риски. И здесь отслеживание перемещения российских капиталов, являющегося четким сигналом состояния бизнес - среды, играет не последнюю роль.
А можно ли надеяться на возврат российских капиталов и что для этого нужно?
Для этого нужна амнистия капиталов, которая проводилась во многих развитых странах. Государство должно осознавать, что бизнесмены, выводившие капиталы, - не преступники и важнейшей причиной ухода средств был непомерно высокий уровень налоговой нагрузки. Поэтому нужно, чтобы с капиталов, которые возвращались в Россию, платились небольшие налоги, чтобы люди, которые ввозили эти средства, не преследовались, чтобы был сокращен срок давности по налоговым и приватизационным делам. Иначе Россия этих денег не увидит.