• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Десакрализация власти

Профиль. 2005. № 17. 9 мая

...- Сейчас рынок государственных властных услуг - это рынок продавца, который следует приблизить к покупателям, - говорит профессор, первый проректор Высшей школы экономики, доктор экономических наук Лев Якобсон...

"Наше чиновничество еще в значительной степени представляет собой замкнутую и подчас просто надменную касту, понимающую государственную службу как разновидность бизнеса. И потому задачей номер один для нас по-прежнему остается повышение эффективности государственного управления, строгое соблюдение чиновниками законности, предоставление ими качественных публичных услуг населению". В.В. Путин, Послание Федеральному собранию РФ, 26 апреля 2005 года.
Россиян, стоящих в госучреждениях в огромных очередях, чтобы оформить загранпаспорт, продлить временную регистрацию, получить патент индивидуального предпринимателя и т.д., с точки зрения экономической науки можно рассматривать как потребителей. Государство же выступает в роли предпринимателя-монополиста. И с него можно и нужно требовать качественного оказания соответствующих услуг. К такому выводу пришли участники семинара "Спрос и предложение властных услуг", прошедшего в конце апреля в Московском центре Карнеги. Но в жизни, увы, все не так просто.

Услуги для "дикарей"
Так называемые государственные властные услуги (ГВУ) - одна из форм взаимодействия государства с нами, гражданами, с коммерческими и некоммерческими организациями. Речь идет не только о предоставлении нам общественных и социальных благ. Ну, например, военные страну профессионально защищают, учителя вундеркиндов готовят, медики с того света людей достают (и все это, по идее, должно было бы делаться за достойную зарплату). Однако мы говорим прежде всего об услугах конкретному человеку или организации - о регистрации имущества и сделок, а также о столь обыденных вещах, как получение паспорта, справки, лицензии или другого документа, то есть фиксации прав гражданина или юрлица. Но работа госорганов, выдающих различные справки, лицензии, субсидии, до сих пор не рассматривалась ни государством, ни населением как имеющая сервисный характер. И это совершенно неудивительно.
- Для человеческого уха выражение "властные услуги" звучит дико, - под черкивает Александр Аузан, президент Института национального проекта "Общественный договор", член научного совета Московского центра Карнеги. - Когда речь идет об услуге, мы включаем привычные стереотипы рыночных договорных отношений, и в нашей памяти всплывает сантехник. А тут мы затрагиваем, по существу, сакральный феномен государства, дающего ощущение чего-то мощного, единого, того, что выше нас. И когда мы начинаем говорить о государственных властных услугах, то десакрализируем свои привычные подходы к государству. То есть если мы не только декларируем, что государство существует для нас, но и требуем от него массу услуг, это полный переворот в сознании.
Пока отношение наших чиновников к гражданам напоминает отношение завоевателей-колонизаторов, оккупантов к дикарям с необитаемого острова. Ладно хоть бюрократы не расстреливают сограждан. Однако не факт, что не было жертв среди пенсионеров, которых заставили несколько лет назад в срочном порядке обменять "молоткастый-серпастый" на новый российский. Помните, какие очереди были в отделениях милиции?
- Сейчас рынок государственных властных услуг - это рынок продавца, который следует приблизить к покупателям, - говорит профессор, первый проректор Высшей школы экономики, доктор экономических наук Лев Якобсон.

Min расходы = min стандарты
Ограничением предложения, как и спроса на властные услуги, всегда являются интересы государственного бюджета. Из-за недостатка финансирования большинству органов не всегда удается привлечь квалифицированных специалистов, найти новые помещения, поставить новые компьютеры и организовать должным образом работу с гражданами. Государство, как правило, стремится минимизировать свои расходы на оказание ГВУ, перекладывая их на плечи потребителя. Помимо оплаты всевозможных госпошлин и разных сборов, мы несем и дополнительные расходы. Никому не приходилось делать за свой счет пачки ксерокопий одних документов, чтобы получить другие?
Вот пример из жизни. За оформление заграничного паспорта в Бурятии помимо официальной пошлины 400 рублей необходимо внести на счет типографии хозяйственного отдела местного МВД еще 60 рублей. За что? Столько стоят два отпечатанных на плохой бумаге бланка заявления. С точки зрения защиты прав потребителей здесь вообще может идти речь о навязывании услуг: заявление на получение ОЗП имеет стандартные графы и его легко можно найти и даже заполнить на сайте любого турагентства. В Бурятии тем не менее допускается и даже приветствуется заполнять бланк от руки, так как ни один принтер эту бумагу не берет. В Калининградской же области одному заявителю не так давно пришлось судиться с местной паспортно-визовой службой, которая принимала документы, напечатанные только на машинке или компьютере. Алексей Шабунин же хотел внести данные в стандартную форму собственной рукой. Суд он выиграл, так как инструкция МВД по выдаче ОЗП допускает любой вариант заполнения этого заявления, лишь бы в нем все было четко и понятно.
- Если есть рынок властных услуг, значит, на нем существует конкуренция, - говорит Александр Аузан. - Но с точки зрения идеологии, политики и организации процесса оказания таких услуг это абсолютно новая постановка вопроса. Хотя у государства и сейчас полно конкурентов. В предложении государственных властных услуг нужный вам документ вы можете получить через посредника (легального или нелегального), постоянный или временный, настоящий или очень похожий на настоящий... Это все - реальная картина конкуренции. Очевидно, издержки и последствия для потребителя этой услуги будут разными. Другой вопрос: возможность изменить тот набор вариантов, который стоит перед потребителем. Например, дать возможность лицензирующим органам конкурировать между собой. Или какие-то функции вообще делегировать саморегулируемым организациям бизнеса.
Ученые считают, что если спрос на услугу имеется на всей территории страны, то у государства на рынке ГВУ всегда есть преимущество. Ведь ему не надо нести дополнительные издержки на создание территориальных филиалов тех органов, которые будут оказывать властные услуги. Это хорошо видно на примере регистрации автомобиля, которая выгодна и владельцам, и обществу, так как облегчает разрешение конфликтов при авариях и угонах. И поскольку машина легко может за день проехать несколько сотен километров, регистрация ее государством позволяет учредить единую систему номерных знаков, в также вести единые базы данных в ГИБДД и других органах. Это сокращает издержки как государства, так и владельцев автомобилей - но не очереди в госинспекцию, заметим. А вот, например, при регистрации акций эмитентов государство теряет свое преимущество монополиста. Ведь операции с акциями осуществляются на нескольких биржах. Поэтому при оказании этой услуги уже сейчас действуют и государственные, и частные органы.
Пока государство не в состоянии обеспечить одинаковое качество оказания одной и той же властной услуги в разных местах. В одном районе Москвы субсидию на жилье оформляют за неделю, в другом - надо ждать месяц.
- Но сейчас в России идет административная реформа, которая одним из своих "щупалец" выходит на введение стандартов на оказание услуг населению, - подчеркивает Аузан.
В соответствии с заявленной концепцией реформы такие стандарты предусматривают повышение качества при одновременном сокращении бюджетных издержек на предоставление ГВУ. Стандарты предполагается ввести на федеральном и региональном уровнях.
- Но тут есть много вопросов. Один из них: что стандартизировать? - считает профессор МГУ, доктор экономических наук Виталий Тамбовцев. - Допустим, бланки паспорта гражданина России и свидетельства о регистрации брака должны быть едиными и в Москве, и в столице Эвенкии Туре. Но разве мы можем построить в Туре такое же шикарное здание Дворца бракосочетания, как в Москве? В Великобритании стандартизация идет уже почти 20 лет, но проблем у них еще очень много.

Продавцы и покупатели! Будьте взаимно...
На уровне принятия конкретных решений у нашего государства напрочь отсутствует методика разработки и обоснования практических рекомендаций по совершенствованию оказания населению и организациям властных услуг. Но введение стандартов необходимо. Ведь ГВУ являются часто единственными на рынке. Ну кто еще кроме родного государства оформит новый общегражданский паспорт да еще и возьмет 50 рублей за гознаковскую корочку? Но, с другой стороны, эти услуги и наименее качественные с точки зрения процесса их оказания. Все работники государственных учреждений почти не имеют стимулов к повышению качества и эффективности своей работы. Зарплата у них маленькая, а людишки какие-то "все ходют и ходют" по кабинетам, справки какие-то просят.
Поэтому российские бюрократы при оказании ГВУ всегда стремятся минимизировать свои трудовые усилия. Подавляющее большинство процедур получения официальных документов в России - это, с одной стороны, многометровые очереди граждан, с другой - никуда не спешащие сотрудники госоргана, то и дело отвлекающиеся на разговоры по телефону, на чашку чая и перекуры. Между тем, простаивая в очередях, человек, как правило, несет и финансовые издержки, выраженные в потере рабочего времени. Ведь госорганы ведут прием только днем.
Также чиновники всегда стремятся сократить свой профессиональный риск и подстраховываются за счет граждан. Путь выбирают чрезвычайно простой: увеличивают число разного рода бумаг, которые люди должны предоставить для получения необходимого документа. Во многих случаях эти справки не имеют никакого отношения к сути рассматриваемого вопроса. А иногда чиновнику, например, чтобы получить подтверждение того, что Марья Ивановна развелась с Иван Ивановичем тогда-то и там-то, достаточно нажать пару кнопок на компьютере или сделать один звонок. Марье Ивановне же, потерявшей за давностью лет свидетельство о разводе, иной раз для этого нужно вообще в другой город ехать. Ну и о том, с чем сталкивался каждый. В сфере оказания ГВУ у нас процветает административная коррупция. С научной точки зрения она бывает двух видов - "с кражей" и "без кражи". В первом случае речь идет, например, о взятке гаишнику, который удостоверяет техосмотр без осмотра вашего автомобиля. Здесь обворовывают государство. Классический пример второго случая - организуемые при госорганах коммерческие структуры, ускоряющие получение документов. Люди вынуждены обращаться к таким фирмам, поскольку официальное оформление длится чрезвычайно долго. Но не потому, что чиновники работают в авральном режиме, но все же не могут справиться с наплывом клиентов, а потому, что они саботируют свои непосредственные обязанности в интересах дочерней коммерческой структуры. Тут уж платим мы. И кто сталкивался с этим, знает, что речь идет далеко не о ста рублях.
Пока нам сложно осознать себя потребителями услуг государства и, следовательно, бороться за то, чтобы услуги оказывались быстро и качественно. Лишь единицы из нас готовы потратить свое время и обратиться в суд за компенсацией морального ущерба. Например, за не вовремя выданный аттестат о среднем образовании или закрытые туалеты в здании налоговой инспекции, где клиенты проводят по нескольку часов. Не перечесть примеров некачественного обслуживания в госорганах... Обслуживание в госорганах... Непривычно звучит, не правда ли? Возникают ассоциации с табличками в магазинах, парикмахерских, отделениях банков, которые призывают клиентов обращаться к руководству, "звонить выше", если что не так. Но никаких ассоциаций с собесами, налоговыми инспекциями, паспортно-визовыми службами и прочими госорганами, которые тоже обязаны обслуживать нас.