• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мнение

OPEC.RU. 2005. № 10:47. 23 мая

Должно же где-то быть поле не только для либеральных, но и для «левых» экспериментов

Андрей Александрович, насколько для рыночной экономики приемлема ситуация, когда половина цен на все товары и услуги (по данным Росстата) регулируется государством?
Первый момент – не надо драматизировать ситуацию. Если внимательно посмотреть исходный материал Росстата, а не сводки информационных агентств по этому поводу, то выяснится, что все не столь печально. На самом деле, когда говорится о регулировании цен по 221 позиции из 445, отслеживаемых Росстатом, то речь идет обо всех товарных позициях, по которым какое-либо регулирование – через фиксацию цен (тарифов), ограничение уровня торговой наценки или уровня рентабельности – осуществляется хотя бы в одном субъекте Федерации. При этом на уровне отдельных субъектов РФ максимальная цифра составляет 115 позиций – или чуть более 25% всех позиций, наблюдаемых органами госстатистики. Этот максимум достигнут в Северной Осетии, следом за которой идут Иркутская и Курская области (соответственно, 113 и 100). В большинстве же регионов (включая, Москву, Петербург, а также считающиеся либеральными Новгород, Тверь, Пермь и Томск) в той или иной мере регулируются от 40 до 60 наименований товаров и услуг, что соответствует примерно 10-15% их общего перечня.
Второй момент – за счет чего складываются эти «типичные» позиции? Это, прежде всего, медикаменты (19 наименований – включая валидол, аспирин, йод и т.д.), пассажирский транспорт (13), коммунальные услуги, тарифы на электро- и газоснабжение (13), услуги почтовой и телефонной связи (7), ритуальные услуги (4), а также детское питание (3 наименования). Перечень, на мой взгляд, достаточно характерный и вряд ли он представляет собой угрозу для основ рыночной экономики в России.
Третий момент – сводка самого Росстата содержит наглядные иллюстрации того факта, что за пределами услуг естественных монополий и узкого круга социально значимых товаров регулирование цен не дает никакого эффекта и даже наоборот, лишая производителей и торговые организации стимулов эффективно работать на потребителя, ведет к росту цен. Так, в Кирове, где регулируется торговая наценка на говядину, средняя цена за килограмм говядины в марте составляла 112 руб., а в соседних регионах при свободных ценах – от 92 до 108 рублей. Аналогичная ситуация была в Туле и некоторых других регионах, сохраняющих регулирование цен или торговой наценки на продукты питания.
В итоге: если брать реальную ситуацию, подавляющая часть товаров и услуг (85-90%) в большинстве регионов на самом деле реализуется по свободным ценам. Иными словами – несмотря на все несовершенства наших реформ, мы живем в рыночной экономике. Что, правда, не мешает наличию некоторых «заповедных» регионов, руководители которых по-прежнему полагают, что регулирование цен может обеспечить желанную социальную стабильность. Ну, так что ж – если у нас демократия, то должно же где-то быть поле не только для либеральных, но и для «левых» экспериментов.