• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Россия боится торговать с Китаем Кроме громких деклараций о необходимости роста товарооборота с Китаем, российские чиновники не сделали пока ничего

РБК daily. 2005. № 98. 31 мая

...Гораздо менее оптимистичны эксперты по отношению к возможному увеличению экспорта в Китай российских услуг в области здравоохранения. "Системы здравоохранения наших стран очень серьезно отличаются, - говорит директор Института анализа предприятий и рынков ГУ-ВШЭ Андрей Яковлев. - Кроме того, качество китайской медицины в последние годы неизменно растет гораздо быстрее, чем российской"...

До сих пор российское правительство не сделало никаких шагов, чтобы способствовать росту товарооборота между Россией и Китаем. Такова была основная мысль прошедшего вчера круглого стола, посвященного проблемам развития экспорта в КНР продукции машиностроения и других отраслей экономики с высокой добавленной стоимостью.

Напомним, что на проходившей в сентябре прошлого года девятой регулярной встрече правительств КНР и России была поставлена задача довести к 2010 г. товарооборот между странами до 60-80 млрд долл. в год (в три-четыре раза больше имеющихся сейчас показателей), а объем китайских инвестиций в Россию - до 12 млрд долл. к 2020 г. Достичь этих, в общем-то, довольно скромных показателей можно лишь при активной государственной поддержке российских экспортеров. Пока же, по словам участников круглого стола, дружба между китайцами и русскими крепнет в основном благодаря стараниям со стороны КНР, которая готова предоставить российским компаниям и льготные режимы налогообложения, и даже бесплатные офисы на своей территории. Естественно, это касается лишь тех предприятий, которые привозят в Китай нужные ему товары и услуги.
По оценкам Российско-Китайского делового совета, в последние годы товарооборот между Китаем и Россией растет примерно на 20% в год и в 2005 г. может достигнуть 20 млрд долл., а с учетом теневого импорта даже 25-26 млрд долл. Цифры очень скромные, к примеру, с такими странами, как США и Япония, товарооборот Китая составляет более 100 млрд долл. в год. Структура российского экспорта в Поднебесную выглядит опять-таки не слишком привлекательно - более половины занимает различное сырье. Основными традиционными товарами российского сырьевого экспорта в Китай являются черные и цветные металлы, удобрения, химические товары. Считается, что главное направление увеличения сырьевого экспорта в Китай - это нефть, газ и электроэнергия, однако и в этой сфере взаимоотношения складываются непросто. "Сырьевой экспорт - это центральная часть торговых отношений с КНР, - говорит президент Института энергетической политики Владимир Милов. - Теоретически мы можем к 2010 г. увеличить экспорт энергоресурсов в Китай на сумму 6-11 млрд долл. Однако есть серьезная проблема - китайцы готовы платить за наши ресурсы цену практически в два раза ниже, чем та, по которой нам выгодно их туда поставлять". Причина такого положения, по мнению г-на Милова, - активная лоббистская политика китайских властей и крайне пассивное поведение российской стороны.
Подобная же проблема существует и с экспортом нефти - сейчас ежегодный объем поставок России в КНР "черного золота" не превышает 10 млн т в год, тогда как реально к 2010 г., по мнению Владимира Милова, можно достичь цифры в 20 млн т. "Для этого необходимо создать соответствующую инфраструктуру, есть, к примеру, проекты строительства нефтепровода Россия - КНР с ответвлением к Тихому океану, - говорит он. - Многое зависит также и от дальнейшего освоения восточносибирских месторождений". Что касается поставок газа в КНР, по словам г-на Милова, проблема опять-таки упирается в отсутствие договоренности о цене. "Мы могли бы начать поставку хоть сейчас и довести объем экспорта газа в стоимостном выражении до 3 млрд долл. в год к 2012 г.", - считает он. Гораздо менее оптимистичны эксперты по отношению к возможному увеличению экспорта в Китай российских услуг в области здравоохранения. "Системы здравоохранения наших стран очень серьезно отличаются, - говорит директор Института анализа предприятий и рынков ГУ-ВШЭ Андрей Яковлев. - Кроме того, качество китайской медицины в последние годы неизменно растет гораздо быстрее, чем российской".
Немного лучше обстоят дела в отношении экспорта российских образовательных услуг в Поднебесную. По словам Андрея Яковлева, в России на данный момент обучаются около 12 тыс. китайцев, что составляет 12-15% всех иностранных студентов, получающих образование в нашей стране. "Совокупный доход российских компаний от экспорта образовательных услуг в Китай ежегодно составляет около 25-30 млн долл., - говорит г-н Яковлев. - При хорошем развитии событий эта цифра могла бы вырасти до 500 млн долл. в год к 2010 г., однако спрос на эти услуги год от года снижается". Причина, по мнению Владимира Яковлева, как в падающем качестве самого российского образования, так и в отсутствии необходимой инфраструктуры (в частности, общежитий) для иностранных студентов. Так, по данным посольства России в КНР, если в 2003 г. было выдано 4 тыс. учебных виз, то в 2004 г. - всего 2 тыс. "Уже сейчас к нам едут только те китайцы, которые не смогли пройти по конкурсу в государственные вузы и не имеют достаточно средств для того, чтобы учиться в Европе или США, - говорит он. - Если государственная политика не изменится, то спрос на российские образовательные услуги будет и дальше падать, в лучшем случае - стагнировать".
Одной из самых перспективных сфер сотрудничества КНР и России эксперты считают инновационную. "Мы имеем хорошую научную школу, знания, специалистов, а китайцы умеют быстро и дешево внедрять эти знания в производство, - отмечает президент "Техноконсалт" Сергей Симаранов. - Наши технологии дешевле американских и европейских, и, конечно, китайцы очень заинтересованы в том, чтобы покупать их у нас. Однако наше слабое место - это маркетинг. Мы не знаем, что и в каком объеме нужно Китаю". По мнению г-на Симаранова, по самым консервативным оценкам, экспорт интеллектуальной собственности в КНР к 2010 г. может достичь 20-40 млрд долл. в год. Однако для этого России, во-первых, необходимо решить, "что можно вывозить, а что нет". "Кроме того, необходимо отделить инновационную сферу от научного сотрудничества, - считает Сергей Симаранов. - А также создать сеть партнеров в Китае, на которых можно было бы опираться при осуществлении разного рода программ". Впрочем, пока, по общему мнению участников круглого стола, российские чиновники ничего не предпринимают для того, чтобы облегчить отечественным экспортерам доступ на китайский рынок. "Китай сейчас гораздо больше готов увеличивать масштабы нашего сотрудничества, чем мы", - подытожил Владимир Яковлев.
Отдел экономики