• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Президент России основал японский автозавод

КоммерсантЪ. 2005. № 107. 15 июня

...Вице-президент РСПП Игорь Юргенс признался, что "перед президентом" рассуждать на такие темы нелегко, поэтому он будет "волноваться и сбиваться". Но не сбился и прямо сказал, что ради пользы экономики государство должно как можно меньше вмешиваться в ее дела...

Вчерашний день Владимир Путин провел в родном городе, где поприсутствовал на открытии IX Санкт-Петербургского экономического форума, а затем поучаствовал в закладке первого камня завода корпорации Toyota Motor. За передвижениями президента следила корреспондент "Ъ" Алла Барахова.

Из аэропорта господина Путина отвезли прямо в Таврический дворец, где вчера начал работу Санкт-Петербургский экономический форум. Правда, в зал заседаний глава государства попал не сразу: первым делом он побеседовал с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. И только убедившись в том, что в отношениях с соседом у России по-прежнему все хорошо, Владимир Путин направился в зал.
К этому времени мероприятие было уже в самом разгаре - часть участников перебралась в буфет для укрепления деловых контактов, а оставшиеся в зале откровенно скучали, выслушивая длинные доклады представителей стран СНГ. Появление господ Путина и Алиева внесло заметное оживление: участникам форума представилась возможность хорошо размяться в аплодисментах.
Поскольку президент Путин еще ни разу не посещал петербургский форум, к его первому визиту подготовили особую программу. Например, глава Минэкономразвития Герман Греф устроил для президента целое представление. Господина Путина пересадили из президиума в первый ряд партера, а перед ним полукругом усадили за маленькими столиками экспертов, которые должны были порассуждать на тему, какая экономика нужна России - патерналистская или либеральная. Для несведущих специально объяснили, что патерналистская - это та, при которой государство присутствует в экономике более чем на 40%, а либеральная - менее чем на 20%.
Первым выступил сам господин Греф. Он предупредил, что выступает за либеральную модель, и пожалел, что на форуме не появился директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Виктор Ивантер, который должен был защищать патерналистскую модель. В его отсутствии господин Греф увидел неоспоримое подтверждение собственной правоты: "Вот положился на государство, купил билет на государственный рейс, а государство его обмануло". Вице-президент РСПП Игорь Юргенс признался, что "перед президентом" рассуждать на такие темы нелегко, поэтому он будет "волноваться и сбиваться". Но не сбился и прямо сказал, что ради пользы экономики государство должно как можно меньше вмешиваться в ее дела.
Президент Чувашии Николай Федоров, который, наверное, рассчитывает переутвердиться по новой процедуре на очередной срок, долго юлил. Он сказал, что раньше бы обязательно встал на сторону либеральной модели, но сейчас при долгом опыте руководства регионом у него появилось подозрение, что "патернализм может быть успешным" в определенных условиях и странах. Но потом господин Федоров все-таки собрался и честно сказал, что в России это невозможно, потому что ведет "к буйному самовластию чиновников" и репрессиям властей.
В результате единственным патерналистом оказался президент финского национального фонда исследований и разработок "Ситра" Эско Ахо, потому что власти Финляндии как раз контролируют более 40% своей экономики. И хотя финн пытался отбиваться от навязанной роли, ему это не помогло.
Однако инсценировка на тему либеральных ценностей, похоже, совсем не тронула президента. Выслушав экспертов, он высказался в том духе, что главная задача России остается прежней - обеспечение роста экономики за счет ее интеграции в мировое хозяйство при сохранении суверенитета страны.
После этого господин Путин отправился реализовывать собственное заявление на практике в поселок Шушары, где была запланирована закладка первого камня автомобильного завода, который к декабрю 2007 года планирует построить концерн Toyota. В Шушарах к тому времени уже проложили идеальный асфальт, возвели огромный шатер с конференц-залом и залом для банкета, протянули ковровую дорожку и даже установили сам первый камень. До исторического момента он, накрытый серым покрывалом, стоял в резервуаре с песком, напоминающем детскую песочницу, и ждал прибытия российского президента.
Торжественную церемонию открыла глава Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. Она выразила уверенность, что Toyota выбрала ее город не случайно - ведь именно отсюда 150 лет назад отплыл к Стране восходящего солнца фрегат "Паллада" под командованием вице-адмирала Путятина, который и заключил первый российско-японский договор. Впрочем, губернатор дала понять, что дипломатические достижения вице-адмирала сегодня не сыграли бы никакой роли в достижении соглашения с концерном Toyota, не будь на то политической воли руководства России. А представителям Toyota она напомнила народную японскую поговорку: "Если уж останавливаться, то под большим деревом. Я уверена, что Санкт-Петербург станет для концерна тем большим деревом, под которым вы поставите свой дом".
- Дорогой Иоси! - начал президент Путин свое выступление с обращения к экс-премьеру Японии, сопредседателю российско-японского Совета мудрецов Иосиро Мори. - Дорогой господин Окуда (Хироси Окуда, председатель совета директоров компании Toyota. - "Ъ")! Я уверен, что ваша продукция найдет у нас широкий спрос. Надеюсь, что вашему примеру последуют и другие японские производители.
Сам господин Мори начал с того, что Санкт-Петербург всегда занимал особое место в истории Японии - ведь именно здесь при Петре I появилась первая школа японского языка, и здесь же в апреле 2004 года он познакомился с Владимиром Путиным. Экс-премьер рассказал, что на самом деле первый камень будущего завода они заложили с президентом Путиным еще в апреле этого года, и высказал надежду, что открытие такого завода окажет положительное влияние на всю российскую экономику. Завершил свое выступление господин Мори заявлением о том, что сам факт прихода Toyota в Россию свидетельствует о совпадении стратегических интересов двух стран.
Затем господин Окуда нарисовал радужные планы деятельности концерна в России. Он сообщил, что с 2007 года Toyota будет выпускать 50 тысяч автомобилей Camry в год, а в будущем рассчитывает выйти на производство 200 тысяч машин, которые будут продаваться в том числе и в Европе.
После этого все почетные гости спустились к камню и общими усилиями сдернули с него покрывало. Сделав дело, стратегические партнеры сфотографировались на фоне мраморной стелы, больше напоминающей памятник. Золотыми буквами по камню шла надпись: "На этом месте будет построен завод Toyota. Первый камень заложен при участии президента РФ В. В. Путина. 14 июня 2005 года. Санкт-Петербург".
Так Владимир Путин навсегда вошел в историю японского народа прямо в поселке Шушары. А история российской Toyota началась с того, что строители дороги вспугнули стадо лосей, которых потом в течение суток на окрестных автомобильных трассах отслеживали патрули ДПС.