• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Это вам не Давос

Московские новости. 2005. № 23. 17 июня

...С критериями, позволяющими определить, какая экономика является либеральной, а какая - свободной, тоже оказалось непросто. Вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Игорь Юргенс сослался на методику Мирового банка: она признает свободными экономики тех стран, которые перераспределяют через государственные структуры менее 20 процентов ВВП...

Открытие IX Петербургского экономического форума прошло под знаком ожидания Владимира Путина. Ораторы то и дело поглядывали на двери, по залу периодически распространялись слухи о том, что президент уже подъезжает к Таврическому дворцу, а охрана с пристрастием проверяла документы у журналистов и постоянно пыталась отогнать их от края балкона. "Видимо, думают, что у нас диктофоны с оптическими прицелами", - перешучивались журналисты. Впрочем, все понимали, что согласие Путина лично выступить на форуме - это нерядовое событие: в прежние годы он ограничивался тем, что присылал короткое приветствие его участникам.

В ожидании ВВП
Стоит напомнить, что первый форум прошел в 1997 году, когда Анатолий Собчак и его команда, членом которой был первый заместитель мэра Владимир Путин, уже покинули Смольный. За эти годы ПЭФ стал важной деловой площадкой, позволяющей регионам искать и находить инвесторов для реализации конкретных проектов, а представителям бизнеса - завязывать новые связи.
Однако другое свое предназначение форум выполнить не смог. Ожидалось, что он станет российским Давосом, центром дискуссий о путях развития российской экономики. Но дискуссии эти, в которых участвовали известнейшие ученые и предприниматели, очень быстро зашли в тупик - просто потому, что власть к ним не прислушивалась. Организаторы очень надеялись, что приезд Владимира Путина что-то изменит.
Путин приехал на форум вместе с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. В этом году формат дискуссий решили изменить, приблизив к давосскому: президентам предложили сесть прямо в зале, перед ними установили ряд маленьких столиков и начали мини-круглый стол. Его участникам предстояло отвечать на вопросы ведущего Германа Грефа о размерах государственного присутствия в экономике. Однако выяснилось, что участники не договорились о терминах. "Жалко, что опаздывает академик Виктор Ивантер, он собирался защищать патернализм, полетел утренним рейсом государственной авиакомпании - и вот результат", - позволил себе пошутить Греф.
Под патерналистской экономикой Герман Оскарович имел в виду государственную экономику советского типа и искренне не понимал, как можно ее защищать. Выяснилось, что академик Ивантер и не собирался это делать, поскольку не считает советскую экономику патерналистской. "Патернализм -это забота об обществе, - пояснил он, - а о людях тогда думали меньше всего".

Нужен "большой брат"
С критериями, позволяющими определить, какая экономика является либеральной, а какая - свободной, тоже оказалось непросто. Вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Игорь Юргенс сослался на методику Мирового банка: она признает свободными экономики тех стран, которые перераспределяют через государственные структуры менее 20 процентов ВВП. Однако Эско Ахо, экс-премьер Финляндии, где перераспределяется до 48 процентов ВВП, с таким подходом категорически не согласился. "Дело не в процентах, а в том, на что направляются эти средства, - пояснил он. - Государство должно инвестировать в людей, прежде всего в здравоохранение и образование, и использовать ресурсы для создания равных стартовых возможностей".
Ректор Академии народного хозяйства Владимир May уверил собравшихся: в постиндустриальную эпоху, когда усиливается неопределенность, патерналистская модель куда менее эффективна нежели либеральная. О своей приверженности либеральным ценностям заявил и губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин. Но тут же добавил, что "там, где есть либерализм, есть и политические риски", а потому в переходный период влияние государства должно быть весьма ощутимым.
Затем Зеленин заговорил о политике "большого брата" - этот термин тверской губернатор использовал многократно и с видимым удовольствием, хотя и не объяснил, что конкретно имеет в виду. По мнению Зеленина, именно "большой брат" должен вести борьбу с коррупцией, воспитывать "социально ответственный бизнес", а в качестве приоритетов в экономике выбрать производство оружия, строительство атомных реакторов и космос, "потому что наши достижения в этой сфере являются предметом гордости нашего народа".
Впрочем, по мнению других участников круглого стола, совсем не обязательно идти к либерализму через "1984-й". Президент Чувашии Николай Федоров напомнил, что в России никогда не оправдывались упования на "мудрого царя и честных бояр": "Лучшее, что может сделать государство, - это поставить рамки и дать людям свободу выбора, не мешая развиваться индивидуумам, бизнесу, предприятиям, структурам гражданского общества". Правда, против государственной поддержки ряда отраслей Федоров ничего не имеет: например, сельскому хозяйству, на его взгляд, такая помощь необходима.

Путин поставил точку
Впрочем, Игорь Юргенс полагает, что надо не искать новые "точки роста", а сосредоточиться на "старых". Ссылаясь на результаты некоего зарубежного исследования, он заявил, что к 2020 году Россия станет одной из богатейших стран мира - за счет своих природных ресурсов. "У нас есть нефть, газ, никель, лес, и не надо нам ничего придумывать!" - заявил он. Виктор Ивантер его оптимизм, похоже, не вполне разделяет: он напомнил, что свобода экономики не предусматривает свободы воровства.
Герман Греф, правда, тут же сослался на Карамзина, который еще в XVIII, отнюдь не либеральном, веке жаловался на повальное воровство чиновников.Тут в дискуссию снова вступил Владимир May: "Что касается воровства, то я на личном опыте...". Зал замер в ожидании продолжения, но ректор лишь заметил: "Если для каких-то затратных проектов предлагают неэкономические обоснования - это значит, что хотят украсть..."
Точку в дискуссии поставил Владимир Путин. Он заметил, что любое правительство, в том числе и российское, должно уметь определить основные тенденции развития мировой экономики, после чего выбрать оптимальные пути развития для своей собственной страны. "Наша главная задача, - сказал он,
- заключается в том, чтобы обеспечить высокие темпы роста российской экономики. Мы понимаем, что это невозможно сделать без интеграции России в мировое хозяйство, но при одном непременном условии - сохранении и обеспечении суверенитета нашего государства". Кроме того, президент выразил явное неудовлетворение темпами роста ВВП и уровнем инфляции
- в этой ситуации слова о том, что правительство должно "определить" и "выбрать", звучат почти как официальное поручение.
Форум как чисто деловое мероприятие, бесспорно, удался. Но удастся ли ему выйти на новый виток и стать российским Давосом, покажет будущее: неизвестно, захочет ли наша власть участвовать в дискуссиях и принимать к сведению не совпадающие с собственной точки зрения. Сомнения на этот счет укрепились, когда стало известно, что в день открытия форума питерская милиция разогнала митинг оппозиции, которая как раз и хотела высказать точку зрения, отличную от официальной. Три десятка активистов "Яблока", НБП и группы защиты Ходорковского были избиты и задержаны, когда пытались провести митинг в защиту политзаключенных у представительства Генпрокуратуры. Жестокость милиции оппозиционеры связывают именно с приездом в город российского президента и его высокопоставленных гостей.