• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Тиражировать лучшую практику

Эксперт. 2005. № 28. 25 июля

Если попытаться суммировать результаты исследований малого бизнеса в России (а помимо ОПОРы-ВЦИОМ такой анализ проводит целый ряд научных центров, включая Мировой банк и Центр экономических и финансовых исследований и разработок, ЦЭФИР), то вырисовывается весьма обнадеживающая картина.

Если попытаться суммировать результаты исследований малого бизнеса в России (а помимо ОПОРы-ВЦИОМ такой анализ проводит целый ряд научных центров, включая Мировой банк и Центр экономических и финансовых исследований и разработок, ЦЭФИР), то вырисовывается весьма обнадеживающая картина.
Во-первых, послекризисный рост экономики дал толчок к развитию малого бизнеса. На самом деле этот сектор в России не столь мал, если принимать во внимание не только юрлица, но и индивидуальных предпринимателей. В исследовании ОПОРы-ВЦИОМ сделан правильный шаг по включению ПБОЮЛ в анализ.
Во-вторых, административные барьеры высоки, но они снижаются. Об этом, в частности, свидетельствует мониторинг, регулярно проводимый ЦЭФИР на достаточно большой выборке (по 100 предприятий в 20 регионах). При всей неравномерности этого процесса в разных регионах пакет законов 2001 года по дебюрократизации сыграл свою роль.
Далее, налицо тенденция к легализации малого бизнеса. Согласно исследованиям ВШЭ по челночному бизнесу, мелкий челнок, превращаясь в крупного, регистрируется как ПБОЮЛ, перестает сам ездить с чемоданами через границу и переправляет закупленный товар с карго-перевозчиком. При этом он платит таможенные пошлины, как и все импортеры. Но, начиная платить налоги, он предъявляет более высокие требования к услугам по защите собственности, развитию инфраструктуры бизнеса и т. д., которых логично ожидать от государства. И именно отсутствие встречного движения со стороны государства может объяснить негативные оценки бизнес-климата со стороны предпринимателей.
Все исследования фиксируют очень большое региональное разнообразие: в одних регионах проблемы развития малого бизнеса по-прежнему связаны с бюрократическим произволом, а в других основным барьером для выхода на рынок становится острая конкуренция. При этом существует разная практика и опыт региональных и местных властей по стимулированию развития предпринимательства, созданию условий для бизнеса. Позитивные сдвиги чаще наблюдаются там, где во власть приходят прагматичные люди из бизнеса - примеры такого рода неоднократно приводились на страницах "Эксперта".
Наконец, нельзя не сказать о новых инструментах поддержки малого бизнеса на федеральном уровне. В технологической сфере Фонд Бортника запустил программу "Старт", российский аналог известной американской программы SBIR. С этого года началась реализация программы "Темп", рассчитанной на уже состоявшиеся малые инновационные предприятия. МЭРТ приняло собственную программу.
Что нужно сегодня для развития предпринимательства? По моему мнению, нужно создавать механизмы поддержки - очень часто не финансовой, а организационной, - не только для малых, но и для средних компаний (с численностью персонала до 300 человек), которые работают на межрегиональных рынках и реально формируют конкурентную среду в экономике. От того, насколько широк слой таких фирм, насколько они динамичны и эффективны, зависит появление новых крупных российских компаний, которые могли бы успешно конкурировать на глобальном рынке.
В отношении же малого бизнеса правительство в значительной мере уже сделало все, что могло. И сейчас гораздо больше зависит от регионов и муниципалитетов, которые могут создать или не создать условия для развития бизнеса.
Простой пример из недавней поездки на Северный Кавказ: район Чегет-Эльбрус в Кабардино-Балкарии и район Теберда-Домбай в Карачаево-Черкесии. В обоих случаях есть условия для развития горного туризма и горнолыжного спорта. Однако почему-то в Приэльбрусье все это до сих пор опирается на советскую инфраструктуру (старые подъемники, бывшая гостиница "Интурист" и т. д.), а в Домбае идет настоящий строительный бум - открываются новые кафе, строятся современные трех-четырехэтажные отели. Я не вижу других объяснений этим различиям, кроме политики региональных властей.
Федеральный центр не может приказать регионам проводить "правильную" политику по отношению к малому и среднему бизнесу, потому что практически всегда здесь требуются свои решения, адаптированные к местным условиям. Но федеральный центр, а также предпринимательские организации могут способствовать выявлению и распространению лучшего опыта.