• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Власть согласилась на амнистию капиталов, пойдут ли на нее россияне?

ПРАЙМ-ТАСС. 2005. № 18:09. 11 августа

...Но многие эксперты оценивают перспективы России в этом вопросе весьма пессимистично. "Наши люди никогда не поверят нашему государству", - заявил ПРАЙМ-ТАСС директор Банковского института ГУ ВШЭ Василий Солодков. По его мнению, данная реформа вполне логична с точки зрения того государства, которое у нас пытаются строить. Стране нужны деньги, чтобы обеспечить рост экономики и хотя бы частично нейтрализовать те потери в численности населения, которые мы сейчас испытываем. Поэтому государство вполне может попытаться получить эти средства, сместив морально-нравственные аспекты приобретения гражданами их накоплений на второй план...

Правительство РФ приняло за основу разработанный Минфином законопроект об упрощенном порядке декларирования денежных средств гражданами и сопутствующие ему поправки в Налоговый и Уголовный кодексы. Этот проект уже получил в СМИ громкое название "амнистия капиталов" и вызвал немало споров. Сегодня прояснились некоторые предварительные параметры будущего закона. Впрочем, его перспективы для граждан и экономики в целом яснее не стали.
Министр финансов РФ Алексей Кудрин подтвердил то, что он уже сказал несколькими днями раньше. Законопроект, разработанный его ведомством, предоставляет гражданам возможность задекларировать в упрощенном порядке средства, заработанные до 1 января 2005 г. При этом средства должны быть размещены на счетах в российских банках, с них требуется уплатить сбор за выдачу свидетельства об упрощенном декларировании доходов в размере 13 проц от "очищаемой" перед законом суммы. Граждане, которые воспользуются данной возможностью, должны быть освобождены от налоговых санкций в отношении задекларированных средств, включая необходимость уплаты пеней и штрафов, а также от уголовной ответственности за налоговые правонарушения.
В упрощенном порядке могут быть задекларированы любые средства – проект Минфина не предусматривает никаких ограничений в этом вопросе. Средства могут декларироваться в рублях или в иностранной валюте российскими и иностранными гражданами. В дальнейшем задекларированные таким образом средства могут использоваться их владельцем без каких-либо ограничений, утверждают авторы законопроекта. Однако А.Кудрин пояснил, что декларация средств в упрощенном порядке не будет являться основанием для освобождения от уголовной ответственности, не связанной с налоговыми правонарушениями, если будет выявлено, что средства заработаны преступным путем. Те, кто пожелал задекларировать доходы, должны представить выписку с банковского счета, свидетельство об уплате 13-проц сбора, а также заполнить особую упрощенную форму декларации. Другие документы налоговые органы требовать не вправе.
Глава Минфина затруднился оценить возможный финансовый результат предлагаемой его ведомством меры, отметив, что он будет зависеть от степени доверия граждан к государству. "Сколько это будет, ответит сам бизнес своим голосованием рублем", - сказал А.Кудрин. По его мнению, повышению этого доверия должен способствовать закон об улучшении налогового администрирования, а также создание отделов аудита в ФНС.
Впрочем, как уже было сказано, проект пока лишь согласовывается, и в его параметрах возможны изменения. Так сегодня премьер-министр РФ Михаил Фрадков поручил Минфину уточнить ряд позиций, по которым в ходе обсуждения были высказаны замечания. В частности, это касается ставки налогового сбора при упрощенном декларировании. Вице-премьер А.Жуков предложил снизить ее с 13 до 7 проц. Его поддержали глава Минпромэнерго Виктор Христенко и глава Минэкономразвития Герман Греф. По мнению Г.Грефа, ставка налогового сбора должна быть ниже действующей ставки налога на дивиденды, которая сейчас составляет 9 проц, иначе предложенный вариант налоговой амнистии не будет привлекательным для большинства граждан. По мнению авторов этих предложений, успех уже проведенной в ряде стран амнистии капиталов во многом был предопределен именно низкой ставкой. Так, в Италии она составляла 2,5 проц, в Бельгии - от 6 до 9 проц.
Еще один важный момент – сроки амнистии. Изначально Минфин предлагал гражданам возможность "очиститься" перед законом с 1 января 2006 г по 1 июля 2006 г, однако глава Минпромэнерго В.Христенко предложил увеличить этот срок до 1-1,5 лет. О том, что полгода – недопустимо малый срок, говорили многие эксперты, полагающие, что этого времени гражданам не хватит для принятия решения. Поэтому очевидно, что сроки, как и сумма налоговой ставки, еще будут пересматриваться в ходе дальнейшего обсуждения законопроекта.
Кроме того, М.Фрадков поручил разработчикам законопроекта конкретизировать, идет в нем речь об освобождении физлиц от ответственности за неуплату подоходного налога или от ответственности за неуплату всех налогов с доходов, которые граждане смогли получить, занимаясь предпринимательской деятельностью. Выступая на заседании, представитель правительства в судах Михаил Барщевский заявил, что в нынешнем виде законопроект освобождает граждан лишь "от ответственности за неуплату подоходного налога на зарплаты, выданные в кассе российских предприятий". По его словам, гражданин, занимавшийся "челночным" бизнесом, воспользовавшись возможностью упрощенного декларирования доходов, фактически сам доносит на себя и может быть привлечен к ответственности, например, за неуплату таможенных пошлин, а работник, получавший зарплату "в конвертах", может быть привлечен к ответственности за соучастие в уклонении от уплаты ЕСН. "Это тот случай, когда гора родила мышь", - сказал М.Барщевский. По его мнению, в законопроекте необходимо предусмотреть освобождение от уголовной ответственности за экономические преступления, четко прописав перечень статей, по которым привлечение к ответственности может быть осуществлено. М.Барщевский пояснил, что речь не должна идти об освобождении от ответственности за все, без исключения экономические преступления. "Печатание фальшивых денег мы вряд ли будем амнистировать", - сказал он.
Но дело не ограничится одними лишь деньгами. В ходе обсуждения было предложено расширить перечень материальных ценностей, попадающих под амнистию. Кроме денежных средств, как было предложено Минфином, это могут быть и иные активы, например, объекты недвижимости. В частности, по словам Г.Грефа, предприниматели, уклонявшиеся от налогообложения в 90-х гг, не держали эти средства под подушкой, а вкладывали их в вышеупомянутые активы. Переводить их обратно в деньги, чтобы попасть под амнистию и получить освобождение от ответственности по налоговым преступлениям, они вряд ли сочтут целесообразным. По мнению Г.Грефа, необходимо радикально переработать законопроект, перестроив его от схемы репатриации капитала к схеме легализации ранее полученных доходов. Комментируя это предложение, М.Фрадков отметил, что это разные задачи. Он предложил на данный момент ограничиться упрощенным декларированием денежных средств граждан, а вопрос о легализации недвижимости и иных активов проработать дополнительно, проведя его широкое обсуждение на экспертном уровне и с депутатами Госдумы.
По словам Г.Грефа, поправки, прозвучавшие на сегодняшнем заседании, будут приняты к сведению, и законопроект доведут до совершенства в течение месяца. Прежде всего, это "касается объема амнистии - будет ли это репатриация или легализация", - сказал Г.Греф. Он также сообщил, что будет уточнено, какие именно налоги попадут под этот закон, и какой будет налоговая ставка. Очевидно, в текст законопроекта будут внесены и другие изменения, правда, какие – сказать пока сложно.
Однако граждан интересуют несколько другие вопросы – не обернется ли для них закономерное, в общем, желание "обелить" капиталы потерей этих самых капиталов, а то и свободы? Журналисты ищут возможные подковырки в тексте законопроекта, позволяющие власти в будущем начать массированную налоговую атаку как против тех, кто доверился государству, так и против тех, кто предпочел остаться в тени. Гарантий того, что сведения о незаконных доходах не будут обращены против их владельцев, в нынешнем варианте закона нет. Г.Греф, кстати, сослался в этой связи на пример Казахстана, где при проведении амнистии капитала уничтожались все базы данных по уплате налогов за предыдущие годы.
Причем "призвать к ответу" могут как "владельца заводов, газет, пароходов", так и собственника малогабаритной "двушки" на окраине Москвы - если и тот, и другой не смогут доказать "стопроцентной чистоты" происхождения капиталов в случае дальнейших проверок. Люди боятся, что государство в очередной раз их обманет – ведь такое случалось уже не раз. Не случайно статистические опросы говорят, что в реальность амнистии капиталов в России верят не более 5 проц респондентов – число, сопоставимое со статистической погрешностью при проведении подобных мониторингов.
Говоря об этом аспекте проблемы, Г.Греф отметил, что "никогда не был оптимистом" в вопросе амнистии капитала, однако большинство стран на каком-то этапе делали это, и Россия не должна быть исключением - только нужно определить, в каких объемах проводить данное мероприятие. Но многие эксперты оценивают перспективы России в этом вопросе весьма пессимистично. "Наши люди никогда не поверят нашему государству", - заявил ПРАЙМ-ТАСС директор Банковского института ГУ ВШЭ Василий Солодков. По его мнению, данная реформа вполне логична с точки зрения того государства, которое у нас пытаются строить. Стране нужны деньги, чтобы обеспечить рост экономики и хотя бы частично нейтрализовать те потери в численности населения, которые мы сейчас испытываем. Поэтому государство вполне может попытаться получить эти средства, сместив морально-нравственные аспекты приобретения гражданами их накоплений на второй план.
Однако, по мнению В.Солодкова, деньги у государства есть, и в избытке. Речь идет об иностранной валюте, которую Россия получает от нефтяного экспорта. Цены на "черное золото" растут, и наша экономика просто не в состоянии "переварить" такие объемы валюты. Дело в том, что экономика России неконкурентна – основная масса денег попадает к олигархам вроде Романа Абрамовича, а остальные граждане не имеют к ним доступа. Действительно, "лишние деньги" могли бы пойти экономике на пользу, прежде всего, тем, что они бы осели в банках, позволяя им снижать ставки по кредитам. Однако для этого необходимо, прежде всего, снизить ставку рефинансирования ЦБ. Тут-то и начинается "замкнутый круг". Чтобы ЦБ снизил ставку, необходимо снижение инфляции. Для снижения инфляции нужно, чтобы ЦБ перестал покупать доллары. Это, в свою очередь, приведет к девальвации рубля, в результате чего все худо-бедно работающие сегодня производства станут неэффективны. Налицо прямой вред экономике страны – и без того цены на многие товары у нас сейчас неоправданно взвинчены, резюмирует В.Солодков.
Таким образом, вряд ли амнистия капиталов окажет существенную пользу экономике. Если граждане и поверят правительству /что очень сомнительно, учитывая наш менталитет и свежее в памяти дело "ЮКОСа"/, "свежие" деньги, скорее всего, осядут мертвым грузом в очередном аналоге Стабфонда. Однако не стоит сбрасывать со счетов и политический аспект этой идеи – если случится чудо, и россияне понесут деньги в российские банки, честно заплатив государству налоги, это будет большим плюсом для властей. Пока же граждане предпочитают держать свои сбережения в отдалении от надзирающих органов Родины, и особых поползновений расстаться с частью их не выказывают. Дальнейшая судьба идеи Минфина станет ясна, когда ведомство, как обещало, усовершенствует законопроект. Сейчас его обсуждение лишь начинается, и в дальнейшем нас может ожидать много интересных инициатив.