Мнение
Как снижать инфляцию в коррупционной экономике?
Не вижу в этом ничего парадоксального. Первыми приоритетами политики ЦБ во все последние годы были контроль за инфляцией и стабильность валютного курса. Опубликованные параметры означают, что эти приоритеты остаются неизменными, и это при том, что задача удержания инфляции на нынешнем уровне должна достигаться на фоне постепенного укрепления рубля. Что же касается золотовалютных резервов, то они зависят как минимум от двух факторов, неподконтрольных непосредственно ЦБ – это темпы роста цен на экспортные товары (прежде всего энергоносители) и политика формирования стабилизационного и инвестиционного фондов. Первый из этих факторов зависит от мировой конъюнктуры, второй – от правительственных решений относительно цены отсечения, величины инвестиционных программ, направления вложения избыточных средств в этих фондах и т.п. Границы прироста золотовалютных резервов ЦБ зависят прежде всего от того, какими будут цены на нефть и какие решения примет правительство в отношении природной ренты,- но это при том что в руках ЦБ остается достаточно инструментов для контроля за инфляцией и валютным курсом.
Прогноз ЦБ по инфляции на будущий год совпадает с правительственными прогнозами. Этот год показывает, что правительственный прогноз был занижен, инфляция явно будет больше. Правильно ли поступает ЦБ, соглашаясь с правительством?
В том, что касается базовых макроэкономических показателей, ЦБ и правительство работают, так сказать, в одной упряжке – стремятся обеспечить макроэкономическую стабильность и создать условия для устойчивого экономического роста. Другое дело, что и правительство, и ЦБ сталкиваются с рядом ограничений, экзогенных по отношению к регулярным, «естественным» экономическим процессам как таковым, и именно из-за этого инфляция выходит из-под контроля. За примерами далеко ходить не надо. Взять хотя бы ту же монетизацию льгот: социальный пожар, разгоравшийся из-за неумело проведенной подготовительной кампании, пришлось тушить в экстренном порядке при помощи внеплановых расходов. Непременным источником проблем остается Чечня – сколько и как в нее вливается, и куда эти деньги попадают потом – точно этого в России не знает, по-моему, никто. Добавляют проблем и политические процессы: так, избрание региональных губернаторов стоило (до реформы политической системы и по неофициальным, естественно, данным) от 1 до 10 миллионов долларов; свои тарифы существуют и на лоббирование нужных решений в чиновных кабинетах и парламентах всех уровней. По-прежнему процветает коррупция, с которой знаком, пожалуй, каждый россиянин, и счет идет явно на миллиарды долларов – по оценкам фонда «ИНДЕМ», в текущем году объем деловой коррупции более чем в два с половиной раза превышает доходную часть федерального бюджета. При таких оборотах нелегальных средств удивительно не то, что правительство и ЦБ не могут удержать инфляцию в заданных рамках – впору удивляться тому, что они вообще еще как-то умудряются ее удерживать! По всей видимости, и в будущем году инфляционные процессы будут развиваться под действием все тех же факторов. И это, конечно, тоже элемент стабильности - только вряд ли такой, от которой экономика растет быстрее, а благосостояние населения повышается.