• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Культуру отправили в корзину

РБК daily. 2005. № 155. 19 августа

..."Я категорически против включения культуры в потребительскую корзину! В условиях свободного выбора непонятно, для чего это делается, - возмутился директор Института социальной политики и социально-экономических программ ГУ ВШЭ Сергей Смирнов. - Государство никак не должно гарантировать услуг в этой сфере, равно как и финансировать на равных попсу и интеллектуальный андеграунд. Можно субсидировать культурные программы на радио и телевидении, интегрировать эти расходы в программу по патриотическому воспитанию, но не закладывать их сюда. Если же государство хочет улучшить потребительскую корзину, то разумнее это делать в отношении категорий продовольственных товаров"...

Впервые в методологии расчета потребительской корзины появились расходы на услуги культуры

На этой неделе стало известно о том, что Михаил Фрадков подписал постановление о внесении изменений в методические рекомендации по определению потребительской корзины. Они на первый взгляд незначительны: в минимальном наборе продуктов питания увеличено количество овощей, кондитерских изделий, мяса и рыбы и уменьшено - хлеба и картошки. Но некоторые перемены заметны невооруженным взглядом: впервые в состав потребительской корзины включены услуги культуры. Экономисты недоумевают: такая мера мало того что практически ничего не решает, но еще и уравнивает в глазах потребителей масскультуру и классическое искусство. Искусствоведы называют это нововведение "проникновением культуры в сознание чиновников МЭРТ".
Потребительская корзина утверждается на пять лет и служит основанием для всех последующих расчетов по отношению к уровню жизни населения. Последние изменения в ее составе происходили в конце 90-х годов, однако эксперты, несмотря на то что пересчет был действительно необходим, называли эти их пересчетом уровня бедности. Нынешние изменения - запоздалые поправки, которые должны были быть сделаны еще в прошлом году. В минимальный набор услуг потребительской корзины входят жилищно-коммунальные, транспортные услуги, бытовые расходы: связь, ремонт одежды и обуви, а также минимальный продуктовый набор. В нем увеличены количественные показатели по большинству позиций, а кроме того, внесены изменения в химический состав и энергетическую ценность продуктов. Теперь россияне будут есть меньше хлеба и картошки и больше мяса, рыбы и овощей. К тому же впервые в потребительскую корзину включены расходы на культуру - как говорится в распоряжении, "с учетом нормативного числа посещений театрально-зрелищных мероприятий, кинотеатров, музеев и выставок".
В целом увеличение корзины незначительное - чуть выше 3%. Да и с учетом сегодняшнего прожиточного минимума (2 451 руб.) оно не кажется революционным. Больше того, оно вызывает недоумение у экономистов. "Особого смысла в этой процедуре я не вижу - это скорее показатель, работающий в качестве индикатора цен, а не инструмент экономической политики, как предполагалось, - прокомментировал RBC daily ситуацию завсектором статистики и математических методов анализа Фонда "Бюро экономического анализа" Сергей Николаенко. - К тому же, по данным исследований социологических центров, прожиточный минимум воспринимается россиянами как уровень нищеты. Так что в качестве инструмента экономического анализа он подходит только для оценки уровня нищеты в стране и изменения этого показателя в регионах". Собеседник RBC daily также высказал недоумение в связи с внесением в состав потребительской корзины расходов на культуру. "Полагаю, столько могут составить бюджетные расходы на эту сферу, - считает он. - Но и без того небогатое население могло бы прожить без этой статьи".
По данным бюджетных исследований, на услуги учреждений культуры от общего ее потребления население тратит порядка 1-2%. При этом беднейшие его слои тратят на зрелища порядка 0,3-0,4% потребительских расходов, а богатейшие - порядка 3%. Каким образом на эту структуру могут повлиять заложенные в потребительскую корзину затраты на культуру - не ясно. К тому же хотя этот шаг на первый взгляд выглядит вполне оправданным, некоторые собеседники RBC daily полагают, что он может оказаться в большей степени вредным, нежели полезным. "Я категорически против включения культуры в потребительскую корзину! В условиях свободного выбора непонятно, для чего это делается, - возмутился директор Института социальной политики и социально-экономических программ ГУ ВШЭ Сергей Смирнов. - Государство никак не должно гарантировать услуг в этой сфере, равно как и финансировать на равных попсу и интеллектуальный андеграунд. Можно субсидировать культурные программы на радио и телевидении, интегрировать эти расходы в программу по патриотическому воспитанию, но не закладывать их сюда. Если же государство хочет улучшить потребительскую корзину, то разумнее это делать в отношении категорий продовольственных товаров".
По мнению г-на Смирнова, проще те же средства направить на воспитание физической культуры и здоровья населения. "Государство гарантирует бесплатное образование, льготы по коммунальным услугам некоторым категориям населения, но в данном случае я вижу технические сложности с проведением и контролем расходов на культуру, - говорит он. - Проще говоря, как обязать человека потреблять услуги культуры? И учитываются ли в данном случае альтернативные условия ее потребления? Один человек может выбрать просмотр фильма в кинотеатре, а другой - по телевизору или DVD-магнитофону".
Собеседники RBC daily сходятся во мнении, что включение расходов на культурные мероприятия подразумевают под собой те безболезненные траты для госбюджета, которые государство в состоянии выделить. Однако парадокс ситуации заключается в том, что тот минимум, который заложен в потребительскую корзину, напоминает расчеты, на сколько лет среднестатистическому россиянину хватает одного пальто. Ведь реальный уровень цен на культурно-развлекательные мероприятия значительно превышает те суммы, что в ней заложены. У искусствоведов подобные нововведения вообще вызвали недоумение. "Получается, что чиновники приравнивают посещение dоlbу-кинотеатра к детскому утреннику, - удивляется главный редактор журнала "Искусство кино" Даниил Дондурей. - И это никак не коррелируется с содержанием культурных мероприятий. К тому же никто не учитывает, что в дальнейшем у нас возникнет колоссальная сфера инвестиций - шоу-бизнес. Хотя, конечно, сам факт того, что культура попадает в умы разработчиков из МЭРТ, надо приветствовать". Сходного мнения придерживается и директор Института социальной экономики Александр Рубинштейн. "Представьте, что в потребительскую корзину включены дорогостоящие товары, которые быстро растут в цене. Корзина резко вырастет, повысится уровень минимального дохода населения и будет показан уровень реальной инфляции, - сказал он RBC daily. - Если же туда включают относительно дешевые товары, которые медленно меняются в цене, то корзина увеличится минимально, потребление вырастет, а доходы снизятся и закамуфлируется инфляция. Видимо, в Минфине посчитали это разумной мерой. На мой взгляд, подобного рода изменения - абсолютно антисоциальны и безграмотны".
Отдел экономики