• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Доходы, которые не осчастливят Бюджет распухает за счет сбора налогов, но пользы от этого нет никому

Новые известия. 2005. № 155. 25 августа

...Первый проректор Высшей школы экономики Лев Якобсон считает, что перед властью стоял трудный выбор - "оставить деньги там, где развивается производство, или перераспределять". Большинство областей России не могут жить без дотаций из федерального бюджета, поскольку у них практически нет своего производства и налицо массовая безработица. Отсюда эта вынужденная мера, которая позволит избежать дезинтеграции страны...

Минфин РФ обнародовал цифры доходов, которые федеральный бюджет планирует получить в этом году за счет сбора налогов. Сумма оказалась внушительная - более 3 трлн.руб. Складывается она из ряда налогов - на добавленную стоимость, добычу полезных ископаемых, прибыль организаций, единого социального налога и акцизов. Хотелось бы, конечно, порадоваться вместе с ведомством Алексея Кудрина, однако мешает одно обстоятельство - увеличение государственной казны не способствует росту экономики и благосостояния граждан. Наблюдается скорее обратная зависимость.

Сложившаяся в последние годы парадоксальная ситуация объясняется, если не вдаваться в макроэкономические тонкости, весьма просто. Существующая сегодня в России налоговая политика является на самом деле квазирыночной и носит распределительный характер, присущий советской системе. Принцип работы такой системы - собрать максимальный объем налоговых поступлений в центре, который затем решает, кому, на какие цели и сколько бюджетных средств выделить. Причем за последние четыре года так называемой налоговой реформы эта тенденция только усилилась. Достаточно вспомнить так называемые "законы Дмитрия Козака" - о перераспределении полномочий между центром и регионами, в результате которых регионы лишились большой доли налоговых поступлений, ушедших в федеральный бюджет. Таким образом, субъекты Федерации лишились возможности самостоятельно осуществлять какие-либо серьезные проекты, а при проведении монетизации льгот не смогли выполнить обязательств перед бывшими льготниками. В результате центру пришлось выделять дополнительные средства, еще раз продемонстрировав, кто в доме хозяин. Разумеется, произвольное установление всякого рода местных налогов, которое процветало в регионах в 90-е годы, лишь плодило коррупцию. Но, наводя порядок, как это обычно у нас бывает, с водой выплеснули и ребенка. Регионы попали в полную зависимость от центра. Первый проректор Высшей школы экономики Лев Якобсон считает, что перед властью стоял трудный выбор - "оставить деньги там, где развивается производство, или перераспределять". Большинство областей России не могут жить без дотаций из федерального бюджета, поскольку у них практически нет своего производства и налицо массовая безработица. Отсюда эта вынужденная мера, которая позволит избежать дезинтеграции страны.
Можно согласиться с тем, что государство, безусловно, обязано поддерживать депрессивные регионы. Но, с другой стороны, подачками из центра проблему не решить, для этого необходимо восстанавливать производство. Однако в рамках сегодняшней налоговой системы эта задача практически невыполнима. Так, львиную долю налоговых поступлений в казну обеспечивает налог на добавленную стоимость (НДС) - в этом году планируется собрать свыше 1,6 трлн. руб. (6,5% ВВП). При этом Минфин с особой гордостью отмечает, что с помощью реформирования этого налога в следующем году поступления в бюджет увеличатся до 6,7%. Но дело в том, что именно НДС является тем налогом, который препятствует развитию производства, прежде всего перерабатывающих отраслей.
По мнению как бизнесменов, так и многих экономистов, его снижение могло бы переломить ситуацию. Кстати, мало кто задумывается над тем, что НДС, хотя его плательщиками являются юридические лица и предприниматели, на самом деле платят рядовые граждане. Руководитель аналитического департамента палаты налоговых консультантов Ирина Давыдовская рассказала "НИ", что рядового гражданина рост поступлений в бюджет за счет НДС радовать не может, "поскольку НДС это косвенный налог, фактически его уплачивают все граждане". В стоимость любого товара, который мы покупаем в магазине, 18%, то есть пятая часть покупки, - это налог на добавленную стоимость. Возможно, лучшим решением стала бы замена НДС налогом с продаж, о чем на последней встрече с бизнесом в РСПП упомянул начальник Экспертного управления администрации президента Аркадий Дворкович. Этот налог и исчислять, и собирать, и контролировать гораздо проще, чем НДС с его запутанной системой вычетов. Но какой бы путь дальнейшего реформирования налоговой системы ни был избран, он должен стимулировать деловую активность, а не консервировать сложившуюся ситуацию.