• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

РАО "ЕЭС России" лишают инвестиций

РБК daily. 2005. № 166. 5 сентября

...Георгий Сафонов, возглавляющий Центр экономики окружающей среды Высшей школы экономики (ВШЭ), считает, что РАО поторопилось заключать первые договоры по продаже сокращения выбросов. По его словам, МЭРТ еще предстоит разработать не только механизмы подачи заявок на проект, мониторинга их реализации, проверки и регистрации, но и механизм распределения единиц сокращения выбросов. "В России пока нет четкой позиции о том, как распорядиться квотами на парниковый газ, - заявил эксперт RBC daily. - Есть вариант объявить их национальным достоянием, и все доходы проводить через бюджет, а можно взять на вооружение мировой опыт - предоставить компаниям возможность самостоятельно реализовывать проекты и торговать углеродными квотами"...

В результате нерасторопности чиновников энергохолдинг может недосчитаться 20 млн евро инвестиций, которые рассчитывал получить от продажи квот на выброс 1,2 млн тонн парниковых газов
Как стало известно, RBC daily, пилотный проект РАО "ЕЭС России" по продаже единиц сокращения выбросов парниковых газов в рамках реализации Киотского протокола оказался под угрозой срыва. Подписанный в июне меморандум с Датским агентством по охране окружающей среды (DEPA) предполагал, что инвестор профинансирует реконструкцию двух станций в Оренбургской области и Хабаровском крае, получив взамен единицы сокращения парниковых газов. Но для того чтобы меморандум вступил в силу, в России должна быть создана законодательная база, регламентирующая порядок утверждения подобных проектов на уровне правительства. Но ее нет до сих пор. Если необходимое законодательное обеспечение не появится в срок до 28 октября, то договоренности РАО "ЕЭС России" и DEPA потеряют силу, а заявленные проекты больше не смогут претендовать на финансирование в рамках Киотского протокола.
Киотский протокол к рамочной Конвенции ООН об изменении климата был принят в 1997 г. на состоявшемся в Киото международном саммите. Участники саммита взяли на себя обязательство сократить в среднем на 5,2 % выбросы парниковых газов в атмосферу Земли к 2012 г. от объемов 1990 г. Для того чтобы протокол вступил в силу, была необходима его ратификация странами, на долю которых приходится не менее 55% выбросов парниковых газов, что могло быть достигнуто только в случае присоединения к протоколу России (17%) или США (25%). Россия подписала Киотский протокол весной 1999 г. (США отказались это делать), но ратифицировала только прошлой осенью из-за острых споров о пользе и вредности данного документа для отечественной экономики. С 16 февраля 2005 г. протокол вступил в силу. По оценкам экологов, доход России от продажи единиц сокращения выбросов парниковых газов может составить несколько миллиардов долларов.
Уже в конце июня РАО "ЕЭС России" представило первый инвестиционный проект, осуществление которого стало возможно в рамках Киотского протокола. Дочерние предприятия энергохолдинга - "Хабаровскэнерго" и "Оренбургэнерго" - подписали рамочное соглашение с Датским агентством по охране окружающей среды, по которому оно финансировало реконструкцию Амурской ТЭЦ-1 и Медногорской ТЭЦ стоимостью 20,1 млн евро, а взамен получало право на выброс 1,2 млн т парниковых газов (на столько реконструированные станции уменьшали выбросы в атмосферу).
Однако, как стало известно RBC daily, реализация проекта оказалась под угрозой. "Проблема заключается в том, что контракты вступают в силу только после их официального одобрения правительством РФ, - заявил RBC daily Андрей Горьков, гендиректор Энергетического углеродного фонда (ЭУФ). - Правительство в свою очередь не может предоставить "Письма одобрения проектов" , поскольку в России, в отличие от многих других европейских стран, отсутствует нормативная база для практической реализации механизмов Киотского протокола. По словам представителей МЭРТ, этот документ должен появиться к концу 2005 г. ".
Нерасторопность сотрудников МЭРТ может привести к срыву пилотного проекта по торговле квотами сокращения парниковых газов. "У российской стороны есть 4 месяца с момента подписания меморандума (до 28 октября), и если до окончания этого срока одобрение так и не будет получено, то правительство Дании отказывается от реализации этих проектов, - говорит Андрей Горьков. - При этом они уже не смогут принимать участие в других международных тендерах. В этом случае придется подсчитывать уже не прибыль от продажи сокращений выбросов, а упущенную выгоду. Естественно, сложившаяся ситуация подорвет доверие иностранных инвесторов к углеродному рынку России". Отсутствие законодательной базы, по словам гендиректора ЭУФ, негативно влияет и на стоимость российских квот. "Если на европейском рынке цена за тонну углекислого газа достигает 30 евро, то на российском переговоры начинаются с 3-4 и не превышают 10-12 евро за тонну" , - отмечает он.
Начальник отдела экономики природной среды МЭРТ Олег Плужников заявил RBC daily, что не считает ситуацию с подготовкой нормативной базы по действию Киотского протокола в России критической. "К сегодняшнему дню готовы проекты соответствующих документов, и мы находимся в стадии их обсуждения с представителями деловых кругов, - сообщил он газете. - Во второй половине сентября они будут вынесены на рассмотрение межведомственной комиссии. С большой долей вероятности можно говорить, что этой осенью они будут приняты". По словам г-на Плужникова, для МЭРТ в разработке российских механизмов работы Киотского протокола важна не скорость, а качество документов, поэтому опасения РАО "ЕЭС России" "мы держим в голове, но голову на плаху я бы не положил, что успеем". По всей видимости, не рассчитывая на расторопность сотрудников МЭРТ, РАО "ЕЭС России" обратилось в правительство с письмом, в котором просит ускорить разработку необходимой документации.
Георгий Сафонов, возглавляющий Центр экономики окружающей среды Высшей школы экономики (ВШЭ), считает, что РАО поторопилось заключать первые договоры по продаже сокращения выбросов. По его словам, МЭРТ еще предстоит разработать не только механизмы подачи заявок на проект, мониторинга их реализации, проверки и регистрации, но и механизм распределения единиц сокращения выбросов. "В России пока нет четкой позиции о том, как распорядиться квотами на парниковый газ, - заявил эксперт RBC daily. - Есть вариант объявить их национальным достоянием, и все доходы проводить через бюджет, а можно взять на вооружение мировой опыт - предоставить компаниям возможность самостоятельно реализовывать проекты и торговать углеродными квотами". Скорей всего, полагает Георгий Сафонов, МЭРТ не успеет подготовить все необходимые документы к концу октября, поэтому договоренности с датскими инвесторами придется пролонгировать либо заключать новые контракты с углеродными фондами. "Но лучше что-то делать, чем ничего не делать, - считает он. - Опыт РАО вскроет проблемы, которые необходимо решать. Жать только, что мы по-прежнему теряем реальные возможности привлекать инвестиции в модернизацию экономики".
Отдел компаний