• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Челноки обрели второе дыхание Челночный бизнес переориентировался на закупки товаров внутри России

Бизнес. 2005. № 188. 6 октября

..."Мнение о том, что мелкооптовая торговля, как один из символов 1990-х, ушла в прошлое, ошибочно, - поясняет "Бизнесу" один из авторов исследования, директор Института анализа предприятий и рынков ГУ-ВШЭ Андрей Яковлев. - Она просто находит новые формы выживания и развития"...

Мелкооптовая торговля по-прежнему остается одним из главных каналов реализации потребительских товаров, а челноки принимают в ней самое активное участие. Такой вывод содержится в исследовании "Непотопляемый челнок, или Секреты успешного выживания "нецивилизованных форматов" в розничной торговле" , проведенном Высшей школой экономики (ГУ-ВШЭ). Вместе с тем, согласно материалам исследования, челноки перестали ездить за границу, а начали закупать товары в России на оптовых базах фирм-импортеров.

"Мнение о том, что мелкооптовая торговля, как один из символов 1990-х, ушла в прошлое, ошибочно, - поясняет "Бизнесу" один из авторов исследования, директор Института анализа предприятий и рынков ГУ-ВШЭ Андрей Яковлев. - Она просто находит новые формы выживания и развития".
В исследовании использовались результаты опроса 1500 респондентов в пяти регионах страны. В нем содержится статистика, подтверждающая наличие перспектив у розничных торговцев. Так, за последние пять лет объем продаж на мелкооптовых рынках вырос более чем в два раза. При этом в прошлом году товарооборот на мелкооптовых рынках превысил $44 млрд.
Более половины этой суммы приходится на долю челноков. Причем подавляющую часть импортных товаров (от 65 % до 90 %) они закупают в России. "Многие челноки перешли на мелкооптовые закупки. Они приобретают товары у крупных оптовиков в Москве и реализуют их в подмосковных городах и провинции" , - отмечает Андрей Яковлев. Как сказано в исследовании, источниками этих закупок стали оптовые базы фирм-импортеров (что характерно для Москвы и Краснодара), а также крупные челноки (этот вариант чаще наблюдается в Омской и Свердловской областях).
Чтобы обозначить выявленную тенденцию, авторы исследования придумали новый термин "внутрироссийский челночный бизнес". Конкурентными преимуществами бывших челноков по отношению к розничной торговле они называют низкие издержки, а также более оперативную реакцию на изменения спроса.
"Очевидно, что челночный бизнес стал "фирменным" , - говорит исполнительный директор Союза производителей и импортеров Борис Фантаев. - Появились оптовики, которые, пользуясь прорехами в законодательстве и уклоняясь от уплаты таможенных платежей, делают небольшими наценки на привозимые товары. Поэтому торговцы, которые закупают у них продукцию, все равно получают ощутимую прибыль".
По его словам, о том, что такие товары идут в обход таможни, свидетельствует статистика, а точнее, расхождения между данными, которые приводит российская сторона и страны-импортеры. Например, объем поставок из Китая оценивается Россией в $1, 2 млрд, в то время как китайские статистики приводят цифру в $6 млрд. По импорту из Турции расхождение данных составляет $2 млрд. "Причиной роста "черного" импорта остается высокий уровень таможенного обложения, который превышает 40 %" , - напоминает Борис Фантаев.
Впрочем, импортные товары уже не так популярны у рыночных торговцев, а соответственно, и у их покупателей: в последнее время импорт уступает место товарам российского производства. Лишь 21 % респондентов торгуют импортом, в то время как 38 % перешли на отечественную продукцию. Еще 41 % предпринимателей совмещают продажу импортных и российских товаров. "Это говорит о том, что российские товары стали более качественными" , - пояснил Андрей Яковлев.
Авторы исследования особо подчеркнули, что наметилась тенденция закупки челноками качественных товаров. В материалах говорится, что доля качественной продукции в общем объеме челночного импорта заметно увеличилась. Практически все респонденты заявили о стремлении закупать пусть более дорогие, но качественные товары. "Эту тенденцию можно рассмотреть как реакцию челноков на изменения потребительского спроса и стремление удержать своих клиентов" , - считают исследователи.