• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мнение

OPEC.RU. 2005. № 13:36. 10 октября

Уровень поддержки сельского хозяйства надо измерять не расходами бюджета

Евгения Викторовна, как заявил председатель Аграрной партии Россия Владимир Плотников: сейчас средства выделяемые на аграрный сектор страны составляют всего 0,86%, тогда как на Украине, например, они составляют 10%, в Казахстане – 18%, а в Белоруссии – 20%.
Новое урезание и без того мизерной доли федерального бюджета на развитие агропромышленного комплекса является усилением дискриминационным по отношению к отечественному АПК.
Как вы думаете, почему правительство уделяет так мало внимания этому сектору экономики?
10% от расходной части бюджета не может выделить на аграрный сектор ни одна страна. В развитых странах мира это 1-2%, в Казахстане доля во всех расходах государственного бюджета в 2002 году была 3,4%, трудно себе представить, чтобы они за три года дошли до 10%. У них – очень либеральная политика. Сейчас Украина, вступая в ВТО, также либерализует аграрную политику. Уровень поддержки никто в мире не измеряет долей расходов бюджета, потому что, во-первых, сельское хозяйство можно поддерживать, зарабатывая на этой поддержке. Классический пример - импортный тариф. Вы вообще ничего не тратите из бюджета, только получаете из бюджета, при этом высоко его поддерживая. Устанавливаете 700% на все виды сельскохозяйственной продукции, которая производится внутри страны, и за счет потребителя гребете деньги в бюджет, если только потребитель может это выдержать. Вот вам классический пример поддержки. С другой стороны, можно тратить деньги из бюджета на сельское хозяйство таким отвратным образом, что эти деньги приводят не к улучшению ситуации в сельском хозяйстве, а к ухудшению. У нас в отечестве пример – субсидирование минеральных удобрений. Чем больше мы субсидируем, тем выше повышают цены компании, производящие минеральные удобрения. Деньги вроде бы идут сельскому хозяйству, но конечным, фактическим получателем субсидий является производитель минеральных удобрений. Мы компенсируем 30%, а они повышают цены на 40%. Поэтому уровень поддержки сельского хозяйства меряют не расходами бюджета. Основной принцип измерения государственной поддержки сельского хозяйства – сопоставление внутренней цены на продукцию сельского хозяйства с мировыми ценами. Существует масса разных сложных методик, как их сопоставлять, каким образом считать. Признанной мировой показатель, который используется Организацией экономического сотрудничества и развития - ОЭСР - эквивалент субсидий сельхозпроизводителя (ЭСС). Это международный показатель, который базируется на том, что сопоставляет внутренние и внешние цены. Если внутренняя цена выше мировой, значит, государство как-то поддерживает сельхозпроизводителей. Если, наоборот, то средства у сельхозпроизводителей каким-то образом изымают. В России этот показатель один из самых низких в мире (его сложно считать, поэтому он считается не по всем странам, а только по странам ОЭСР, есть расчеты по России, Украине, Казахстану). В США этот показатель составляет примерно 27%, в ЕС где-то 33-36%. В России это сейчас 5-9% в зависимости от того, кто и как считает. Если мы возьмем Японию, там доходит до 60% - высокий уровень защиты. Ниже нас находятся Новая Зеландия, Австралия.