• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ошибки чиновников стоят очень дорого: Интервью директора петербургского филиала Государственного университета - Высшей школы экономики Александра Ходачека ИА REGNUM

ИА REGNUM. 2005. № 19:57. 18 октября

Завтра, 19 октября, в Санкт-Петербурге, в Доме ученых РАН, начнет работу двухдневная Международная научная конференция "Планирование реформ и институциональные изменения в России". Организатором конференции стал Санкт-Петербургский филиал Государственного университета - Высшей школы экономики. Перед началом работы конференции директор филиала ГУ-ВШЭ Александр Ходачек ответил на вопросы корреспондента ИА REGNUM

Завтра, 19 октября, в Санкт-Петербурге, в Доме ученых РАН, начнет работу двухдневная Международная научная конференция "Планирование реформ и институциональные изменения в России". Организатором конференции стал Санкт-Петербургский филиал Государственного университета - Высшей школы экономики. Перед началом работы конференции директор филиала ГУ-ВШЭ Александр Ходачек ответил на вопросы корреспондента ИА REGNUM.

ИА REGNUM: Александр Михайлович, какими вы видите цели работы конференции? Какие вопросы вы планируете обсудить?
Основная цель работы конференции - способствовать тому, чтобы чиновники в период реализации реформ прислушивались к мнению ученых. Ошибки чиновников стоят очень дорого и приводят к очень тяжелым последствиям. Поэтому проблемы, связанные с реформами, необходимо обсуждать. Реформы нужно планировать, и очень тщательно. У наших чиновников это не всегда получается.
Кроме того, есть еще аспект заимствования западных моделей реформирования. В тех странах с развитой экономикой, из опыта которых мы их заимствуем, эти модели, и институты работают. Но в нашей стране совершенно иные условия. Нужно учитывать, что каждая страна проходит свой путь экономического развития. Поэтому необходимо создавать собственные модели реформ, учитывая при этом западный опыт. Примером неудачного применения западной модели, при котором не была учтена специфика России, является, например, монетизация льгот.
В то же время учитывать нужно не только те условия, в которых реализовывались те или иные реформы на их раннем этапе, но и то, какие коррективы сейчас развитые страны вносят в проведение этих реформ. Они стали больше внимания уделять социальной защищенности.
ИА REGNUM: Как вы оцениваете перспективы создания технопарков в России в контексте сотрудничества ученых, чиновников и промышленников?
Эта модель осваивается весьма успешно. Усилия ученых и преимущества предприятий малого бизнеса, которые платят налоги по упрощенной системе, действительно консолидируются. Также хорошие перспективы у реализации проектов инновационного развития отдельных территорий. Некоторые элементы федерального закона об особых экономических зонах, решение о создании наукоградов - все это также может быть очень продуктивно использовано.
ИА REGNUM: Возможно ли запланировать результаты реформ заранее?
Возможно. Реформы должны планироваться. Если за основу берется западные модели и институты стран рыночной экономики, то можно ведь проследить, как они реализовывались в этих странах. Можно четко обозначить результаты реформ, достигнутые в странах переходной экономики, например, в объединенной Германии, Польше, Китае. Необходимо обратить внимание на то, какая реакция на ход и результаты реформы была у населения, бизнеса, насколько удачно государство выполняло свои обязательства, с какими трудностями оно сталкивалось.
Нашим чиновникам нужна кухонная система маркетинга. Когда человек покупает, например, холодильник, он ведь проверяет заранее, насколько он будет ему удобен, работает ли он, куда его поставить. Чиновники в высоких кабинетах забывают о такой системе и исповедуют абстрактный подход к реформам, в то время как им нужно быть ближе к реальности.
ИА REGNUM: Насколько велика роль политических решений при проведении реформ в России?
Безусловно, политические решения принимаются и влияют на ход реформ. Кроме того, часто чрезмерно большую роль играют популистские заявления. Это отразилось, например, на административной реформе, которая доказывает свою неэффективность и даже бессмысленность. Какая разница, сколько у министров будет заместителей? Главное, чтобы система хорошо работала, а этот результат не достигнут.
ИА REGNUM: Как вы оцениваете реализацию реформы местного самоуправления?
Эта реформа, безусловно, очень важна для развития страны. Тем более, Россия подписала Европейскую хартию о местном самоуправлении. Но при этом, при реализации реформы недостаточно внимания было уделено вопросу подготовки кадров для органов МСУ: на всю федеральную программу подготовки муниципальных служащих было выделено 2 млрд. рублей, что недопустимо мало. Кроме того, полномочия муниципальных образований недостаточно обеспечено и законодательно, и с точки зрения налогов.
ИА REGNUM: Как вы отнеслись к принятым Государственной думой поправкам, допускающим отсрочку реформы и возможность субъектов федерации самостоятельно разграничивать полномочия между региональным, районным и поселенческим уровнями?
Принятие этих поправок было необходимым шагом. Во-первых, нужно время для подготовки кадров. Во-вторых, теперь можно будет более четко прописать полномочия и механизм их осуществления.
ИА REGNUM: Не считаете ли вы, что роль исполнительной власти субъектов РФ только усилилась? В частности, как вы оцениваете предоставленное губернаторам право представлять половину членов конкурсной комиссии, которая предлагает районному совету единственного кандидата на должность главы администрации?
Отчасти это так. Полномочия участвовать в конкурсных комиссия - это отступные, которые предоставили губернаторам за отмену их выборов. При этом конкурсные комиссии созданы все-таки для того, чтобы исключить появление на посту глав администраций районов откровенных популистов. Результаты этого решения будут видны позднее и будут зависеть от того, насколько профессиональную команду наберет себе этот глава района.
Разумно также введение временной финансовой администрации для органов МСУ со стороны властей региона. Это рассчитано на наиболее депрессивные территории, которые нужно заставить жить по средствам.
ИА REGNUM: Еще одной темой конференции являются вопросы регионального развития. Что именно вы планируете обсудить в этой части?
Прежде всего - концепции создания макрорегионов. В сегодняшних условиях такие макрорегионы могут быть созданы в границах федеральных округов. Необходимо оценить, как Северо-Западный, например, федеральный округ выходил бы на международный рынок. Для выхода на экспорт нам нужна консолидация усилий, а сейчас наши регионы конкурируют между собой.
Возможно, например, совместное развитие туристско-рекреационных зон на территории нескольких регионов. Необходима консолидация транспортной системы, совместное развитие приграничных территорий.
Кроме того, следует обсудить комплексное развитие территорий. Система интеграции регионов должна быть более полной. Для этого необходимо развитие межрегиональных технологических связей.
ИА REGNUM: Как вы относитесь к проектам укрупнения регионов?
Укрупнение следует проводить там, где оно необходимо. В СЗФО нет откровенно депрессивных регионов, и, тем не менее, и у нас укрупнение может привести к положительным результатам. Такими проектами могут стать объединение Архангельской области и Ненецкого автономного округа, Псковской и Новгородской областей, Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Для Калининграда, на мой взгляд, следует создать особую административную территорию. В контексте предстоящего вступления России в ВТО этот регион, являясь эксклавом, обладает уникальной возможностью стать пилотным для реализации многих проектов. Там можно, например, создать предприятия, которые будут работать в реальных условиях особой экономической зоны. Доходы от нефти, которая есть у них на шельфе, могут перечисляться в региональный бюджет, который за счет этого решил бы все свои социальные вопросы.
ИА REGNUM: А что можно сказать о перспективах объединения Санкт-Петербурга и Ленинградской области?
Это объединение будет осуществлено, поскольку регионы в силу ряда причин являются единым целым. У них единое управление ФСБ, правоохранительных органов, общая энергетика, общая транспортная система. Жители области едут работать в город, а жители Санкт-Петербурга - отдыхать в область. Даже инвестиционные проекты Ленинградской области размещаются на самой границе с городом: Санкт-Петербург для них - и рынок сбыта, и источник квалифицированной рабочей силы.
Но перспектива объединения затрагивает интересы региональных политических элит. Еще в 1999 году были разработаны специальные программы объединения. Тогда они не получили дальнейшего развития, но это лишь вопрос времени. Объединение, по моим оценкам, произойдет через 2-3 года.