• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Два в одном Правительство объединяет соцстрахование и медстрах

Ведомости. 2005. № 201. 26 октября

...Объединение фондов не приведет к перекосам в социальной политике, когда, к примеру, профилактика будет финансироваться в ущерб лечению, убежден директор Института социальной политики ГУ ВШЭ Сергей Смирнов. Но только при одном условии: если деятельность единого фонда будет оцениваться исходя из результата - увеличения продолжительности жизни россиян, снижения детской смертности и других объективных критериев.

Премьер-министр Михаил Фрадков хочет объединить фонды социального и медицинского страхования. Если сосредоточить их ресурсы в одних руках, деньги будут работать эффективнее, рассуждают чиновники правительства. А президент Владимир Путин заранее пообещал "не возражать" против инициативы премьера.

На днях Фрадков поручил Минсоцздраву, Минэкономразвития и Минфину проработать концепцию объединения фондов обязательного медицинского и социального страхования, рассказал "Ведомостям" чиновник правительства. По его словам, к этой идее Фрадкова подтолкнуло обсуждение предложенных президентом национальных проектов - в том числе в области медицины. Владимир Путин тогда попросил правительство больше заботиться о профилактике заболеваний, вместо того чтобы потом тратить лишние деньги на лечение россиян. Кстати, еще 12 октября, во время беседы с пензенскими медиками, президент заявил, что, если правительство решит объединить два фонда в один, он "не будет возражать".
У Федерального фонда социального страхования (ФСС) и Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) одна задача - сохранение здоровья граждан. Из ФСС оплачиваются больничные листы и путевки в санатории, а ФОМС платит поликлиникам и больницам за лечение трудоспособного населения и финансирует выплаты работникам, пострадавшим от несчастных случаев на производстве.
Если объединить бюджетные ресурсы двух фондов, можно более эффективно распоряжаться этими деньгами, рассуждает чиновник правительства. "Выстраивается конвейер - профилактика и собственно лечение с необходимым для этого объединением двух внебюджетных фондов", - объясняет он.
ФСС и ФОМС финансируются из единого социального налога и средств федерального бюджета. Максимальная ставка ЕСН (26%) сейчас делится между фондами в такой пропорции: 20% идет на выплату пенсий, 3,2% направляется в ФСС, 0,8% - в ФОМС, еще 2% -в территориальные фонды ОМС.
Планируется, что в 2006 г. бюджет ФСС составит 185,5 млрд руб., а бюджет федерального ФОМС - 84,3 млрд руб.
Объединить фонды социального и медицинского страхования было решено еще и потому, что в одном из них наблюдается постоянный дефицит средств, а в другом - вечные излишки, говорит другой чиновник правительства. К примеру, в 2006 г. в фонде соцстраха появятся "лишние" 16 млрд руб., поэтому правительство предложило в следующем году поменять пропорцию распределения денег между фондами в пользу ФОМС.
Четыре года назад правительство уже обсуждало объединение двух фондов, напоминает бывший руководитель социального департамента аппарата правительства Евгений Гонтмахер. Но эта идея не была реализована, поскольку одновременно предполагалось снижение совокупного тарифа фондов.
Против объединения тогда были профсоюзы и работодатели, напоминает председатель Координационного совета объединений работодателей России Олег Еремеев. Если врачу за лечение и работнику за больничный лист платить "из одного кармана", у поликлиник возникала бы экономическая заинтересованность в том, чтобы выдавать как можно меньше больничных листов, опасались тогда противники идеи.
Спустя четыре года работодатели готовы поддержать объединение фондов. "Страховые механизмы все равно не действуют, фонды не прозрачны, а средства механически перебрасываются из одного фонда в другой", - констатирует Еремеев. "Консолидация ресурсов повысит эффективность расходования денег: административные издержки уменьшатся, а функции фондов не будут дублироваться", - прогнозирует Игорь Николаев из ФБК. Объединение фондов не приведет к перекосам в социальной политике, когда, к примеру, профилактика будет финансироваться в ущерб лечению, убежден директор Института социальной политики ГУ ВШЭ Сергей Смирнов. Но только при одном условии: если деятельность единого фонда будет оцениваться исходя из результата - увеличения продолжительности жизни россиян, снижения детской смертности и других объективных критериев.

Бюджет приоритетного проекта в сфере зравоохранения
Подготовка 6318 врачей и переподготовка/0,2/0,3
Оснащение муниципальных медицинских организаций рентгенографическим и прочим оборудованием/14,3/15,4
Приобретение новых современных машин скорой помощи/3,6/3,9
Дополнительная иммунизация населения/12,8/17,7
Выявление и лечение гепатита С и ВИЧ/3,7/7,7
Обследование новорожденных/1,8 (на 2 года)/
Диспансеризация населения/2/4
Строительство центров высокотехнологичной медицинской помощи/12,6/9,4 формирование госзаказа на доступную высокотехнологичную помощь/9,4/17,5