• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мнение

OPEC.RU. 2005. № 10:58. 14 ноября

Я верю в разум Центрального банка

Виктор Кимович, ЦБ предлагал повысить налоговое значение норматива достаточности собственных средств банков до 10%. В настоящее время ЦБ в результате переговоров с депутатами добился компромиссного варианта, т.е. повышения не до 10%, а до 8%. Однако, банковское сообщество все равно выступает не только против 10%, но и против 8%.
Оправданы ли такие меры, или ЦБ преследует какие-то свои цели для увеличения давления на банки? И оправдана ли критика со стороны банкиров? Ведь, например, в Индии и Южной Корее этот порог составляет 10%, а в Польше и на Украине – 15%.

Если говорить честно, я считаю, что данные меры выглядят вполне оправдано, потому что раньше существовавшее пороговое значение 2% представляется достаточно низким. Если мы говорим о том, что банки, в общем-то, должны соблюдать нормативные требования, которые установлены, соответственно, в 10-11%, то тем более они должны выполнять и требование о 8% капиталом активов, взвешенных с учетом риска. Поэтому 8% - это, в общем-то, нормальный пороговый уровень и в том случае, если банк в силу каких-то непредвиденных обстоятельств оказался в затруднительном положении, ему дается достаточное время на то, чтобы восстановить свои операции.
Два месяца, по-моему, если не ошибаюсь, а не кажется ли вам что это достаточно короткий срок?
Нужно, скажем так, понимать два момента. Первый момент – банковские действия в нормальной экономической ситуации. И второй момент – деятельность банка в условиях кризиса. Думаю, в нормальной экономической ситуации, если банк ведет взвешенную политику по отношению к рискам, имеет нормальные процедуры оценки и управления рисками, то опасность оказаться в ситуации, что у тебя показатель достаточности капитала снизится ниже 8%, не столь уже высока. С другой стороны, когда существует какая-то кризисная ситуация в экономике, которую мы видели в 1998 году, частично она повторилась в 2004 году, то понятно, что здесь условия другие и опасность оказаться в зоне ниже пороговых 8% не столь уж мала. Банк, который реально вел в принципе разумную политику в отношении рисков, в условиях кризиса может оказаться ниже этой отметки и восстановление нормального объема капитала может потребовать значительного времени. Но я верю в разум Центрального банка, и я не думаю, что те санкции, которые нормально выглядят в здоровой экономической ситуации, будут применяться Центральным банком во время кризиса. Кризис вообще требует радикального изменения политики как в области достаточности капитала, так и в плане ликвидности и я думаю, что в случае кризиса данная норма законодательства напрямую действовать не будет.
А Вы не думаете, что увеличение до 8% - это слишком резкий скачок?
Смотря с чем сравнивать. Если сравнивать с 2%, которые существовали раньше для отзыва лицензии, да, это действительно резкий скачок. Но если сравнивать с тем, что норматив достаточности капитала установлен на отметке 10% для крупных банков, 11%, для более мелких банков, эта цифра 8% представляется вполне оправданной.
Глава Центробанка Сергей Игнатьев высказал такое мнение, что повышение порога даст банкам дополнительную возможность для кредитования. О каких возможностях шла речь? И действительно ли они будут работоспособными?
Я, честно говоря, не вижу на самом деле никакой прямой связи между повышением этой нормы и увеличением объема кредитования. Это, скорее, дисциплинирующая норма. Что касается общих процессов ведения банковского бизнеса, то здесь существует два момента. С одной стороны, рост капитализации банков приводит к увеличению кредитной активности, поскольку банки имеют возможность принятия на себя дополнительных рисков, которые связаны с кредитованием. С другой стороны, когда банки вплотную подходят к пороговому уровню капитализации, то они обычно перестраивают вложения в пользу более ликвидных и менее рискованных активов. То есть здесь, я думаю, Игнатьева немножко неправильно поняли: вряд ли изменение данной законодательной нормы напрямую приведет к увеличению кредитной активности, оно просто должно заставить банки более осмотрительно соизмерять размер капитала и величину принимаемых рисков, тем самым повышая системную устойчивость банковского сектора.