• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мнение

OPEC.RU. 2005. № 13:40. 18 ноября

Что нам даст переход на плавающий валютный курс и свободную конвертацию рубля? Если не считать морального удовлетворения, то почти ничего

Алексей Владимирович, Председатель ЦБ Сергей Игнатьев считает, что в настоящее время Банк России не должен радикально менять свою денежно-кредитную политику и перейти к свободному плаванию рубля. Это возможно только через три-пять лет. Однако многие эксперты-аналитики критиковали ЦБ за не достижение поставленных целей и слабую денежно-кредитную политику. Стоит ли, по Вашему мнению, менять денежно-кредитную политику или та политика, которую обозначил Игнатьев на будущий год, а именно ужесточение борьбы с инфляцией, является достаточной мерой?
Если рассуждать из общеэкономических соображений, то все довольно просто. Контроль за темпами инфляции был и остается задачей номер один в списке обязанностей Центрального банка. Задача номер два – это поддержание реального обменного курса: резкое укрепление рубля чревато окончательной потерей конкурентоспособности внутренних товаропроизводителей. Центральный банк по сути балансирует между двумя крайностями: укреплением рубля под давлением потока нефтедолларов, и ослаблением рубля для поддержания конкурентоспособности, но высокой инфляцией. Что в этих условиях способен дать переход на плавающий валютный курс и свободную конвертацию рубля? Если не считать морального удовлетворения, то почти ничего – зато этот налаженный механизм управления денежным рынком теряет всякую предсказуемость, т.е. попросту перестает работать. А этого не хотят ни Центральный банк, ни правительство, ни большинство экономических агентов, исходящих из краткосрочных, возможно, близоруких, но зато предельно отчетливых и осязаемых интересов. Именно поэтому денежные власти руководствуются отнюдь не лапидарной, а скорее телеграфной инструкцией: умоляю резких движений - и все! За этим, конечно, стоят и определенные политические интересы, однако не следует забывать и того, что пока такое состояние, конечно, можно называть «стабильностью», однако через десять лет ее будет правильнее называть «стагнацией».
Как Вы считаете, возможно сейчас переходить к политике инфляционного таргетирования?
Тяжело из-за очень непредсказуемых государственных расходов. Чем ближе 2008 год, чем ближе новые выборы, тем сложнее будет предсказать внутреннюю ситуацию, и соответственно, требуемый уровень государственных расходов. Если в более-менее долгосрочной перспективе будут наблюдаться колебания мировых цен на нефть, как быть тогда с политикой в отношении Стабилизационного фонда – наращивать его дальше, тратить его средства? Все эти вопросы будут решаться по мере развития ситуации, т.е. дискреционно, а не по заданному наперед правилу, под которым правительство подпишется вне зависимости от будущей конъюнктуры.