• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ресурс для модернизации

Эксперт-Волга. 2005. № 4. 19 декабря

...Высокий спрос на автолизинг - общероссийская тенденция. По данным профессора Высшей школы экономики Виктора Газмана, за последние четыре года удельный вес лизинга автотранспортных средств вырос более чем в полтора раза, а стоимость заключенных договоров - почти в семь раз...

Износ основных производственных фондов в реальном секторе отечественной экономики таков, что вероятность техногенных аварий приближается к опасной черте. Требуется скорейшая модернизация, провести которую возможно за счет лизинговых схем

В России лизинг успешно развивается в таких сегментах региональных рынков, как автотранспорт и оборудование. Хуже обстоят дела в более капиталоемких отраслях, например в сфере авиаперевозок и недвижимости. Однако и здесь ситуация наверняка поправится с ростом капитализации лизинговых компаний, который был зафиксирован в уходящем 2005 году: на рынке лизинговых услуг стали разворачиваться операторы, за которыми стоят крупные российские и иностранные инвесторы. В их числе достаточно назвать Сбербанк РФ, контролирующий 90% акций Русско-германской лизинговой компании, и " Райффайзенбанк Австрия", действующий через свою дочернюю компанию " Райффайзен Лизинг".
Динамичный рост российского рынка лизинговых услуг начался еще в 2004 году (см. график 1). В этот период сформировался целый ряд региональных рынков: если раньше лизинговые сделки здесь были, по сути, "штучным товаром", то теперь компании-маркетмейкеры перешли к массовому продвижению своих продуктов.
Лизинг постепенно становится одним из хитов финансового менеджмента: за счет налоговых преференций он позволяет сократить расходы на техническое перевооружение на 10 - 20% по сравнению с другими инвестиционными схемами, а также может стимулировать и замыкающую часть производственного цикла - сбыт готовой продукции.
Стоимость финансовых ресурсов, предоставляемых лизинговым компаниям, постепенно снижается, а многие из них уже выходят на западные рынки капитала. За счет этого цена лизинговых услуг становится доступнее, а договорные сроки увеличиваются. Например, в практике ОАО "КамАЗ" среднегодовое удорожание объектов лизинга обычно не превышает 8%. Более того, на рынке уже появились компании, предлагающие оборудование в лизинг на срок до 5 - 7 лет со среднегодовым удорожанием всего 4% - такие льготные для клиентов условия обеспечиваются за счет участия в сделках зарубежных поставщиков оборудования и транспорта.

В региональном аспекте
По развитию лизингового рынка Приволжский федеральный округ (ПФО) занимает второе место после Москвы (см. график 2), причем по объему лизинговых сделок разрыв минимален. При средней по России стоимости договора лизинга 305 тыс. долларов общая сумма сделок ведущих лизинговых компаний Поволжья в 2004 году составила от 4,3 млн долларов (Тольяттинская лизинговая компания) до 129,2 млн долларов (КамАЗ, Набережные Челны).
В структуре объектов лизинга основное место занимают транспортные средства (см. таблицу 1), а среди лизингополучателей - малые и средние предприятия. По оценке экспертов, их доля стабильно растет, и это заставляет лизингодателей формировать все более гибкие и доступные предложения. Если три-четыре года назад лизинговое финансирование получал каждый десятый обратившийся клиент, то сейчас - каждый второй. Учитывая такую конъюнктуру, московские и иностранные лизинговые компании активно развивают свои региональные сети. Как это влияет на структуру рынка, видно на примере Самарской области.
Предложение услуг здесь постоянно растет - в основном за счет "дочек" крупных инорегиональных операторов, соответственно, усиливается конкуренция, особенно за наиболее динамичных клиентов - предприятия малого и среднего бизнеса. Из пяти опрошенных лизинговых компаний лишь одна - "ЛУКойл-лизинг" - в качестве элемента своей маркетинговой стратегии назвала привлечение крупных предприятий. Остальные видят свой ресурс в "уплотнении" работы с предпринимателями, наращивании количества и объема повторных сделок, в индивидуальном подходе к клиенту, минимизации документооборота и экспансии за пределы Самарской области. При этом все рассчитывают серьезно (на 25 - 70%) увеличить портфель заказов.
Хотя "дочки", как правило, имеют гораздо больший, чем региональные операторы, финансовый ресурс, их продвижение ограничивает недостаточная оперативность: решения по договорам лизинга зачастую зависят от территориально удаленного центрального офиса. Эти задержки не устраивают малый и средний бизнес, который сегодня формирует характер спроса на местном рынке лизинговых услуг. Мобильность независимых лизингодателей гораздо выше: чтобы начать работу с клиентом, им достаточно убедиться в его добропорядочности и способности внести 30-процентный аванс. "К объекту лизинга мы предъявляем только одно требование - ликвидность, - говорит генеральный директор самарской компании ''Волгопромлизинг'' Борис Пригожин. - В выборе клиентов у нас тоже нет жестких предпочтений, хотя портфель заказов на 80 процентов формируется за счет постоянного контингента и тех, кто приходит по рекомендации наших многолетних поставщиков".
Конкуренция заставляет нерезидентов упрощать договорные процедуры и стремиться к универсализации. Они реализуют не только относительно крупные (до 1 млн долларов), но и мелкие сделки, предлагают индивидуальные условия и кроме официальной бухгалтерской отчетности клиентов готовы использовать их внутрикорпоративную информацию. Успехи налицо: за 9 месяцев 2005 года число лизинговых сделок самарского филиала компании Europlan увеличилось почти в четыре раза по сравнению с аналогичным периодом 2004 года, а их объем в денежном выражении - в 1,7 раза.
Работающие на самарском рынке лизинговые компании стремятся сегодня к накоплению конкурентных преимуществ и к позиционированию (см. таблицу 2). Что же касается сегментации данного рынка, фактор "регионального патриотизма" влияет на нее не сильно. Главное - цена лизинговой сделки для клиента. В этой связи основными факторами маркетингового продвижения становятся объем долгосрочных ресурсов по невысоким ценам, скорость внутренних бизнес-процессов и наличие отлаженных каналов продажи лизинговых услуг. Поскольку для решения этого круга вопросов требуются инвестиции, можно ожидать, что федеральные игроки, располагая большими ресурсами, смогут развивать свой бизнес несколько быстрее, чем местные компании. Последние, используя сложившиеся связи, по мнению директора самарского филиала компании Europlan Максима Моисеева, сосредоточатся, в основном, на финансировании потребностей уже имеющейся у них клиентской базы.

Автолизинг: формат B2B
"Мы работаем с лизингополучателями из разных отраслей, - отмечает Максим Моисеев. - Но наиболее динамично в структуре нашего портфеля растет доля грузовых и легковых автомобилей. Мы активно сотрудничаем с автопроизводителями и импортерами автотехники, инициируем совместные программы. Хотя заинтересованность этих операторов в региональной экспансии сегодня все чаще проявляется в создании дочерних лизинговых компаний".
Высокий спрос на автолизинг - общероссийская тенденция. По данным профессора Высшей школы экономики Виктора Газмана, за последние четыре года удельный вес лизинга автотранспортных средств вырос более чем в полтора раза, а стоимость заключенных договоров - почти в семь раз. По динамике развития автолизинг значительно опережает лизинговый бизнес в целом. Объем соответствующих сделок растет примерно на 60% в год. Сейчас таким способом приобретается каждый третий корпоративный автомобиль.
Совершая оптовые закупки, автолизинговые компании получают значительные скидки и могут предоставить клиентам специальные цены, списание лизинговых платежей в полном объеме на себестоимость и целый ряд дополнительных услуг. Речь идет о страховании и регистрации, техническом обслуживании, ведении бухгалтерского и налогового учета автомобилей, начислении и оплате налогов на имущество, а также многом другом - вплоть до сезонного хранения шин и помощи на дорогах. У большинства зарубежных автозаводов (а также у их российских "дочек" и дилеров) имеются специальные программы корпоративных продаж с использованием лизинга. Многие из них обеспечивают единые объемы и тарифы планового технического обслуживания в своих дилерских сетях, что упрощает включение данных услуг в договор лизинга.
Существенную долю отечественного (преимущественно столичного) рынка занимает лизинг иномарок, и это понятно: вкладываясь в долгосрочное финансирование, лизинговые компании предпочитают иметь дело с надежными и ликвидными машинами. В то же время спрос на отечественный транспорт, приобретаемый в лизинг для производственных целей, имеет региональный акцент. Его создают, в частности, таксомоторные парки, малые грузоперевозчики и строительные компании. По оценке специалистов, такое "простое железо", как строительно-дорожные машины, краны, бульдозеры и прочая спецавтотехника, в России делают неплохо и гораздо дешевле, чем на Западе. Как видно из таблицы 2, в общем объеме автолизинга "производственный" и "легковой" сегменты соотносятся как два к одному.
Структуру лизинговых поставок ОАО "КамАЗ" определяют грузовики (49,5%), полуприцепы и прицепы (25,4%), а также автобусы (20%) (см. график 3). За период с 1 января 2003 по 1 октября 2005 года число заключенных КамАЗом лизинговых договоров и объем поставок увеличились в 2,2 раза. При этом наиболее быстро - в 3,8 раза - рос лизинг автобусов (см. график 4).
В отличие от КамАЗа, реализующего схему "лизинг от производителя", нижегородский ГАЗ и его сбытовая структура торговый дом "Русские машины" автомобили в лизинг не продают - этим занимаются дилеры в рамках корпоративной программы "ГАЗ-Лизинг", которую координирует ООО "РусавтоГАЗ". По информации заместителя генерального директора этой компании Олега Маркова, если в 2003 - 2004 годах среднегодовой объем лизинговых продаж на территории России и Белоруссии не превышал 4%, то сейчас этот показатель приближается к 15%. Речь идет, в основном, о коммерческом транспорте - легких грузовиках и микроавтобусах. Их основными потребителями являются лизинговые компании, работающие с таксомоторными парками (в рамках проекта "Русское такси"), а также предприятиями нефтеперерабатывающего и агропромышленного комплексов. При этом сервисное обслуживание ведет тот дилер ОАО "ГАЗ", у которого приобретается автомобиль. Базовые условия лизингового договора - срок 1 - 3 года, удорожание 11 - 13% в год, авансовый платеж 20 - 40% от стоимости объекта.
Для финансирования программы "ГАЗ-Лизинг" создана компания "Элемент-лизинг", привлекающая, кроме собственных ресурсов, банковские кредиты. Через нижегородское представительство этой компании, по словам его директора Олега Неклюдова, ежемесячно продается 35 - 37 единиц автотранспорта: 90% из них - грузовики и микроавтобусы, на легковые "Волги" приходится 10%. За последние полтора года объем лизинга вырос более чем втрое. В ближайшие полгода ожидается его двукратное увеличение.
В компании "БЦР-Автоком" (еще один крупный дилер ГАЗа) лизинг только начинает развиваться, однако темпы впечатляют. По словам менеджера Николая Логинова, если полгода назад они продавали 2 - 3 машины в месяц, то сейчас - около 20. По его оценке, практически весь рост идет за счет юридических лиц. Для "физиков" лизинг - удовольствие пока слишком дорогое и хлопотное.
Таким образом, автолизинг активно внедряется в сегмент B2B: продажи автотранспорта для предпринимательских целей и формирования корпоративных автопарков динамично растут.

Что мешает взлететь авиализингу
Если в сфере наземного транспорта лизинг динамично развивается и стоит на рыночной основе, то в сфере авиационных перевозок ситуация иная. Корень всех проблем - несоразмерно низкая по сравнению со стоимостью самолетов капитализация отечественных лизинговых компаний.
Между тем в 2006 году вступают в силу экологические ограничения, закрывающие устаревшим самолетам доступ в европейские страны, а покупать современные лайнеры отечественные авиаперевозчики не в состоянии. Соответственно, авиазаводы, сосредоточенные на территории ПФО, в частности - в Самаре ("Авиакор") и Ульяновске ("Авиастар-СП"), не могут развернуть производство.
Выходом из тупика вполне мог бы стать лизинг, но его становление в отрасли идет слишком медленно. Развитию мешают высокая процентная ставка и слабая система послепродажного сопровождения авиационной техники, считает Евгений Зарицкий, генеральный директор ОАО "Финансовая лизинговая компания". Первую проблему помогает решить государство, компенсируя авиакомпаниям часть лизинговых платежей. Вторая лежит на производителях самолетов, а они не располагают необходимым для этого финансовым ресурсом.
Во всем мире авиализинговые компании занимаются, по сути, маркетингом новой продукции: оценив рынок авиаперевозок, они заказывают и оплачивают те или иные модели самолетов, а затем передают их в лизинг авиакомпаниям. В российских же условиях, по словам Михаила Урываева, генерального директора лизинговой компании "Авиатехнология", "лизингодателю из-за сложной системы взаимосвязей между конструкторскими бюро, серийными заводами и поставщиками основных агрегатов приходится идти навстречу эксплуатанту и многие вопросы брать на себя". По мнению экспертов, в сделке по лизингу отечественной авиатехники до 90% усилий приходится уделять техническому аудиту заводаизготовителя и оценке его готовности выполнить контрактные обязательства.

Недвижимость в лизинг - это перспективно
Спрос на коммерческую недвижимость постоянно растет, особенно со стороны малого и среднего бизнеса, а привлечь для такого рода инвестиций банковские кредиты ему мешает недостаточная капитализация. Казалось бы, лучшим выходом является лизинг, однако сегмент "здания и сооружения" в отраслевой структуре отечественного лизингового рынка составляет всего 0,6%.
Дело в том, что лизинг коммерческой недвижимости - услуга новая не только для рынка недвижимости, но и для лизинговых компаний. Сегодня участники такого рода сделок вынуждены преодолевать противоречия Федерального закона "О лизинге" Гражданскому и Налоговому кодексам, проволочки в процессе оформления документов, нечеткость земельного законодательства и дефицит правоприменительной практики в этой сфере. Апробированной технологией решения всех этих вопросов владеют пока всего несколько десятков российских, в большинстве своем столичных, компаний.
В Самаре на лизинге недвижимости специализируется лишь ЗАО "Поволжская лизинговая компания", продвигающая схему возвратного лизинга. По словам заместителя директора компании Дмитрия Семина, "это система взаимосвязанных соглашений, при которой фирма-собственник продает объект собственности лизинговой компании с одновременным оформлением соглашения о долгосрочной финансовой аренде этого объекта на условиях лизинга". При этом лизинговый договор предусматривает сумму сделки до 2 млн долларов, срок 3 - 5 лет, авансирование сделки в размере не менее 25% от ее стоимости и среднее удорожание объекта лизинга не более 16% в год.
Оценивая перспективы, Леонид Боярский, руководитель группы компаний "Спектр недвижимости", одного из маркетмейкеров регионального рынка, заявил, что будущий год имеет все шансы стать переломным. Если сейчас удельный вес лизинга в общем объеме сделок по коммерческой недвижимости составляет около 10%, то в 2006 году он увеличится до 25 - 30%. При этом остается значительный потенциал для дальнейшего роста: за рубежом в лизинг приобретается свыше 90% объектов коммерческой недвижимости.
Доля лизинга в общем объеме "производственных" инвестиций в России в 3 - 4 раза меньше, чем в более развитых странах. Конкуренция же на рынке лизинговых услуг, особенно в регионах, пока не очень высока. Сочетание этих факторов с высокой потребностью отечественных предприятий в модернизации основных средств обеспечивает долговременную притягательность данного бизнеса для отечественных и зарубежных инвесторов.
В наступающем году на региональных рынках лизинга с полным основанием можно ожидать бума - появятся новые, более "ресурсные", игроки, увеличится предложение разнообразных специализированных продуктов, а лизингополучатели смогут рассчитывать на комплексное обслуживание по минимизированным расценкам.