• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Непотопляемый челнок

Малое предприятие. 2005. № 12. 5 декабря

...Вопреки сложившимся еще в 90-е годы представлениям о мелкооптовых рынках как о месте сосредоточения дешевого импортного ширпотреба исследование ВШЭ показало: в настоящее время на отечественные товары приходится более 40% их оборота...

Российские челноки - это уже не навьюченные сумками безработные одиночки, а респектабельные индивидуальные предприниматели. Они закупают свой товар на складах у российских производителей и крупных фирм-импортеров либо его получают от своих давних партнеров в Турции и в Китае через карго-перевозчиков. Традиционная гибкость и умеренная 50-процентная торговая наценка по-прежнему позволяют им конкурировать со стационарной розничной сетью
"Эксперт" N 35
"Стоит ли реализовывать свои способности на мелкооптовых рынках?"
В. Власова
Согласно данным госстатистики, доля продаж товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках в общем объеме оборота розничной торговли в 2000-2004 годах снизилась весьма незначительно - с 26 до 22 %. При этом объем продаж на рынках в текущих ценах вырос более чем вдвое, а в физическом выражении - на 25 %. Мелкооптовые рынки по-прежнему остаются одним из значимых каналов реализации потребительских товаров с оборотом, который в 2004 году превысил 44 млрд долларов. Более половины этой суммы составляют продажи непродовольственных товаров, которые традиционно ассоциируются с так называемой челночной торговлей.

Сколько, что, откуда?
Согласно данным обследования, средний объем продаж на рынках по непродовольственным товарам в расчете на одну торговую точку составлял чуть более 200 тыс.рублей (около 7 тыс. долларов) в месяц. При этом в Москве средний товарооборот торговой точки достигал почти 500 тыс.рублей (17,4 тыс. долларов), а в Хабаровске он был меньше 80 тыс.рублей (около 2,5 тыс. долларов). Столь сильный отрыв Москвы может объясняться тем, что столичные рынки до сих пор являются перевалочными базами для более мелких торговцев из соседних регионов.
Вопреки сложившимся еще в 90-е годы представлениям о мелкооптовых рынках как о месте сосредоточения дешевого импортного ширпотреба исследование ВШЭ показало: в настоящее время на отечественные товары приходится более 40% их оборота.
Если говорить об импортных товарах, то каналы их поставки на мелкооптовые рынки в последние годы заметно поменялись. Во всех регионах за исключением Хабаровского края подавляющая часть импортных товаров (от 65 до 90%), реализуемых на вещевых и смешанных рынках, в настоящее время закупается на территории России. Закупаются эти товары на оптовых базах фирм-импортеров (что характерно для Москвы и Краснодара) или на мелкооптовых рынках, базарах, у крупных челноков (данный вариант более популярен в Омской и Свердловской областях).
Другая любопытная тенденция - четкое разделение рыночных торговцев на тех, кто продолжает сам ездить за товаром, и тех, кто делает закупки у оптовиков или у более крупных челноков. Причем последних становится все больше, а сочетание самостоятельных закупок за границей и приобретение товаров у оптовиков встречается достаточно редко. В целом по выборке данные о наиболее популярных маршрутах челночных поездок выявляют двух традиционных лидеров - Турцию и Китай, которые привлекают внимание российских челноков еще с начала 90-х годов.
Решающим фактором, определяющим выбор челноков из определенного региона в пользу Турции или Китая, остается географический. Неудивительно, что в Хабаровском крае челночные закупки проводятся исключительно в Китае, а в Краснодарский край товары завозятся челноками в основном из Турции.
В Москве удаленность от Китая, а также более высокий уровень доходов объясняют популярность итальянского направления. Несколько неожиданным на первый взгляд кажется присутствие в списке Белоруссии. Этот результат, по нашему мнению, можно объяснить тем, что Белоруссия сегодня выступает в качестве перевалочной базы для товаров из Европы и Турции. Дополнительным стимулирующим фактором здесь может быть отсутствие таможенной границы между Белоруссией и РФ - при существенно большей прозрачности белорусской границы для потоков "серого" импорта с Запада.
Похоже, что для Западной Сибири такую же роль перевалочных баз товаров - уже китайских - начинают выполнять Узбекистан и Киргизия.
Традиционная претензия к челночной торговле всегда сводилась к тому, что низкие цены здесь обеспечиваются за счет низкого качества товаров. Однако в последние годы наметились любопытные перемены. В неформализованных интервью практически все респонденты говорили о стремлении закупать пусть более дорогие, но качественные товары - это позволяет им удерживать постоянных покупателей.

Кухня челночного бизнеса
Если в середине 90-х еще оставались челноки, которые брали товар с собой в самолет, то теперь, делая закупки в Турции, практически все наши респонденты пользуются услугами карго-перевозчиков. При этом карго-перевозчики проводят растаможивание грузов от своего имени. Это означает, что в данном случае уже не могут использоваться те льготы по уплате таможенных пошлин, которые в соответствии с законодательством предоставляются физическим лицам и которые долгое время гарантировали конкурентные преимущества челнокам перед импортерами - юридическими лицами. Конечно, карго-перевозчики стараются всячески минимизировать издержки растаможки, занижая таможенную стоимость ввозимого товара, манипулируя его номенклатурой и так далее. Однако на подобные уловки идут все импортеры.
Вместе с тем данные свидетельствуют о постепенном повышении ставок оплаты услуг карго-перевозчиков. Расходы на транспортировку и растаможивание в среднем в конечной цене реализации составляют около 36%. При этом у челноков, возящих товар через границу самостоятельно, этот показатель достигает 42%, а у тех, кто использует карго, он существенно ниже - 23%. Можно предположить, что примерно такие же (около 20%) затраты на перевозку товара и прохождение таможни у фирм-импортеров.
Данные обследований ВШЭ свидетельствуют о том, что стоимость аренды торгового места на московских рынках в долларовом эквиваленте заметно снизилась - до 15-35 долларов в день против 25-100 накануне кризиса 1998 года. Это объективный результат снижения эффективности челночного бизнеса и соответствующего снижения спроса со стороны челноков на услуги торговой инфраструктуры. Тем не менее нынешние ставки аренды все равно рассматриваются московскими челноками как очень высокие. Учитывая, что "торговое место" обычно занимает не более четырех-пяти квадратных метров, годовые ставки аренды в Москве для челноков составляют от 1200 до 3000 долларов за метр торговой площади.
Следует отметить очень существенные различия в издержках челноков по аренде торгового места между столицей и регионами. Например, для одного из наших респондентов в Курске плата за торговое место на городском рынке составляла лишь 50 рублей в день.
Общей тенденцией развития челночного бизнеса является, все большее отделение функций по закупке товаров от функций по их реализации. Для успешных челноков типичной является аренда нескольких торговых мест на одном или нескольких рынках. В отдельных случаях дополнительно арендуемые места обслуживаются членами семьи челнока, но гораздо чаще для этого привлекаются наемные продавцы.
До кризиса оплата труда продавцов, которых нанимали челноки для реализации своих товаров на вещевых рынках, в Москве составляла 150-200 долларов в месяц. В первые годы после кризиса зарплата заметно снизилась, но более существенным стало изменение ее структуры - с выделением гарантированной части в размере 1, 5-2 тыс.рублей и введением стимулирующих процентных отчислений от ежедневной торговой выручки. По данным наших респондентов, уровень таких отчислений - от 1 до 10 %.
В среднем по результатам обследования торговая наценка на импортные товары на рынках составляет около 37% в конечной цене реализации или примерно 50% к закупочной цене и расходам на транспортировку.
С учетом того что из торговой наценки покрываются расходы на аренду, зарплату продавцов и налоги, остающийся чистый доход в абсолютном выражении дает не самые впечатляющие цифры. При объеме закупок в 3-4 тыс. долларов в месяц это обычно 500-600 долларов. Московским торговцам, закупавшим до кризиса товаров на 50-100 тыс. долларов и получавшим несколько тысяч долларов в месяц, такая сумма кажется удручающей. Однако в Курске аналогичный чистый доход воспринимается как вполне достойный, дающий возможность отдохнуть на море, купить подержанную машину, дать образование детям.

Популярная самодеятельность
Согласно расчетам специалистов Института экономики переходного периода, в 1995-1996 годах ввоз челноками товаров из дальнего зарубежья по стоимости достигал 2, 5-3 млрд долларов в квартал, что составляло до трети всего российского импорта.
Челночная торговля также играла весьма существенную роль в создании альтернативных рабочих мест в период трансформационного спада. По некоторым оценкам, в России в середине 90-х годов челночный бизнес на всех его стадиях - от закупки товаров за рубежом до их продажи на вещевых рынках - давал работу 10 млн человек.
Сам же челночный бизнес стал развиваться благодаря возможности свободного ввоза товаров физическими лицами на сумму до 5000 долларов. По факту эта льгота открыла канал для беспошлинного коммерческого импорта.
В результате для челночной торговли была характерна очень высокая эффективность: долгое время норма прибыли в этом бизнесе не опускалась ниже 100 % за одну поездку даже при закупках всего на 500-600 долларов. Такая эффективность и масштабы оборотов привели к формированию вокруг челночного бизнеса весьма развитой инфраструктуры, включавшей в себя оптовые рынки, туристические и транспортные компании в России, а также специализирующиеся на обслуживании российских клиентов отели, магазины, склады и фабрики в Турции, Китае и других странах-поставщиках.
Резкая девальвация рубля в августе 1998-го означала для челночного бизнеса колоссальные убытки, поскольку все расчеты с зарубежными партнерами велись в долларах. По свидетельствам наших респондентов, кризис привел к примерно трехкратному падению оборотов и значительному сокращению количества челноков. В наибольшей степени пострадали самые крупные московские торговцы, имевшие от поставщиков товарные кредиты на несколько десятков тысяч долларов.
Респонденты также отмечали тяжелые последствия российского кризиса для своих зарубежных поставщиков. Тем не менее кризис 1998 года не остановил развития челночного бизнеса, а скорее усилил те тенденции, которые уже наблюдались в 1996-1997 годах - в частности, смещение активности челноков в регионы и переключение части из них на аналогичные торговые операции на внутреннем рынке.
Некоторых челноков кризис подтолкнул к поиску новых форм организации бизнеса и альтернативных каналов сбыта. Среди московских челноков весьма популярными становятся ярмарки, которые периодически организуются в подмосковных городах, не имеющих своих вещевых рынков. Местом проведения такой ярмарки обычно является местный Дворец культуры или кинотеатр, которые часто пустуют и поэтому не склонны завышать арендную плату.

Перспективы
Основная часть челноков достаточно трезво оценивает перспективы своего бизнеса.
Вместе с тем более успешные челноки думают о развитии бизнеса. Многие предприниматели, арендующие несколько торговых точек на рынках, хотели бы стать владельцами своего магазина - но не у всех хватает для этого финансовых ресурсов. Более перспективны для челноков в этом отношении малые города и сельские районы, где крайне неразвита торговая инфраструктура, невысока конкуренция и одновременно в последние годы наблюдается расширение платежеспособного спроса.
В целом, можно говорить о постепенном встраивании челноков в традиционную торговую инфраструктуру - с привнесением в практику российской торговли тех конкурентных преимуществ, которые изначально были свойственны челночному бизнесу. Фактический отказ челноков от использования таможенных льгот, предусмотренных при ввозе товаров в Россию для физических лиц, открывает сегодня возможности для цивилизованного легального развития челночного бизнеса как специфической формы малого предпринимательства.

Челноки - кто они?
Информационной базой исследований ГУ-ВШЭ по проблемам челночной торговли, проводимых с 2001 года, является серия из более чем 100 глубоких неформализованных интервью, проведенных в 2001-2003 годах в Москве, Курске, Екатеринбурге, Новосибирске и Хабаровске (свыше 80 интервью), а также в Стамбуле на крупнейшем в Турции рынке в районе Лалели (около 20 интервью).
Эта преимущественно качественная информация была дополнена результатами анкетного обследования 1500 продавцов вещевых, смешанных и продовольственных рынков в пяти регионах - Москва, Краснодарский край, Свердловская область, Омская область, Хабаровский край, проведенного в 2004 году в рамках проекта "Разработка организационно-методологических подходов к совершенствованию методики досчетов объемов внешней торговли" для Росстата, Банка России и Федеральной таможенной службы.
Как среди продавцов на рынках, так и среди владельцев товара преобладают женщины. В числе причин, объясняющих это явление, респонденты называли большую гибкость женщин, их лучшее умение торговаться с поставщиками при закупках в Турции или в Китае, а также способность привлечь потенциального покупателя и убедить его совершить покупку.
Разброс респондентов по возрасту достаточно велик. Вместе с тем наиболее типичны, по-видимому, челноки в возрасте от 30 до 40 лет. В этом возрасте частые поездки со сменой климата еще не являются обременительными. В то же время для более молодых людей этот рынок уже не столь доступен, как раньше. В 90-е годы многие приходили в челночный бизнес сразу после окончания учебы в вузе и неудачной попытки трудоустройства или работы по специальности. Однако теперь, как правило, прежде чем начать собственный бизнес, надо отработать три-четыре года в качестве наемного продавца на рынке.
Среди респондентов преобладают люди с высшим образованием (есть даже кандидаты наук) и подавляющее большинство из них стали заниматься челночной торговлей до 1996 года. Судя по нашей выборке, а также по оценкам туроператоров, специализирующих на организации шоп-туров, приток людей в этот бизнес с 1999-2000 годов возобновился. Правда, осуществляется он исключительно за счет регионов. Все московские респонденты пришли в челночный бизнес в 1992-1994 годах.