• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мнение

OPEC.RU. 2006. № 16:58. 18 января

Долговые операции государственных компаний и банков надо существенным образом ограничить

Виктор Кимович, директор Института экономики переходного периода Егор Гайдар предвещает России в 2008-2010 годах ухудшение экономической ситуации и возможный банковский кризис. Он отметил, что риски велики при неблагоприятной мировой конъюнктуре и высоки риски, которые связаны с предоставлением крупных кредитов крупным госкомпаниям госбанками.
О каком банковском кризисе говорит Гайдар? Какие факторы риска Вы видите, и какие меры следует предпринять?

Честно говоря, мне сложно говорить о конкретных сроках наступления кризисных явлений, поскольку все зависит от очень многих факторов, включая внешнеэкономические (ухудшение конъюнктуры торговых и финансовых рынков), политические, социальные. То есть внутренние экономические факторы могут играть не ключевую роль в возникновении какого-либо экономического или финансового кризиса.
Я со своей стороны вижу достаточно большие риски, которые присутствуют на банковском и финансовом рынке страны. Во-первых, я бы согласился с утверждением Гайдара о том, что за последние годы выросли финансовые риски, связанные с государственными компаниями и банками. Но дело, мне кажется, в другом. За последние годы они привлекли очень большие средства с международного финансового рынка. Если суверенный долг в последнее время неуклонно сокращается, то квазисуверенный долг, т.е. долг государственных компаний, банков, непрерывно растет. Государственные компании и банки стали крупнейшими российскими должниками на внешнем рынке, привлекая порядка 70% от того, что вообще привлекается внутрь страны. Не секрет, что положительный приток средств по частным каналам в 2005 году связан, в первую очередь, с деятельностью Газпрома, Роснефти, Сбербанка, Внешторгбанка и других государственных компаний и банков. Идущая ползучая национализация крупнейших компаний может привести даже к усилению этих процессов, поскольку менеджеры будут стремиться за счет дешевых в нынешних условиях валютных займов покрывать операционную неэффективность. Ухудшение конъюнктуры, прежде всего, рынка энергоносителей может привести к тому, что государственные компании по своим долгам станут неплатежеспособными, и часть выплат государство вынуждено будет взять на себя со всеми вытекающими отсюда последствиями. Кроме того, необходимость направления значительных сумм на погашение внешнего долга может привести к остановке инвестиционных программ компаний нефтяного и газового сектора, что, в свою очередь, приведет к сокращению объемов производства нефти и газа внутри страны. Это действительно первый и очень существенный риск.
Второй риск, который я вижу в финансовой системе страны, связан с тем, что в последние годы очень высокими темпами растет розничное кредитование. При этом уровень рисков, которые принимают на себя банки, очень и очень высок. Это связано, прежде всего, с тем, что у нас внутренний рынок непрозрачен, т.е. банки не способны получать адекватную информацию о финансовом состоянии своих заемщиков. С другой стороны, процедура контроля и управления рисками во многих банках достаточно слабая. В результате этого получается, что объем просроченных задолженностей, которые есть у некоторых лидеров рынка потребительского кредитования, достиг 20-25% (я имею в виду те организации, которые активно занимаются экспресс-кредитованием). Растет объем ипотечных кредитов. А, как известно, ипотека зависит от состояния рынка недвижимости, который опять же тесным образом связан с конъюнктурой мирового рынка энергоносителей. С другой стороны, банки в отличие от их зарубежных коллег не в состоянии управлять риском ликвидности и процентным риском, связанным с долгосрочными ипотечными операциями, финансируя их за счет привлечения достаточно краткосрочных ресурсов. Одновременно банки не имеют возможности секюритизировать ипотечные кредиты, и распределять риски за счет выпуска ценных бумаг на рынок.
Третий риск связан с ростом финансовых операций банков, при том, что банки не имеют адекватных механизмов хеджирования от финансовых рисков, поскольку внутренний рынок производных финансовых инструментов фактически отсутствует. Есть, конечно, и другие риски, но я, наверное, выделил главные.
Какие меры следует предпринять для того, чтобы эти опасения не сбылись?
Во-первых, надо очень пристальным образом посмотреть на долговые операции государственных компаний, банков, и существенным образом их ограничить. То есть должен быть определенный предел, который может быть связан с капиталом и активами этих организаций по объему привлечения новых займов. Второй момент: необходима государственная поддержка рынка ипотечного кредитования, нужно создать нормальные структуры по типу существующих в США государственных институтов страхования рисков ипотечного кредитования, которые позволили бы снизить риск этих операций для банков. Введение ограничений на типы страхуемых кредитов сделает банки более осторожными в плане их выдачи. Третий момент: необходимо скорейшее принятие пакета документов, который бы превратил рынок производных финансовых инструментов из чисто спекулятивного в реальный инструмент управления финансовыми рисками.