• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Нужно ли бояться увеличения внешнего долга?

Газета. 22 октября 2009

Эксперты ГУ-ВШЭ о возможном увеличении внешнего долга России

Василий Солодков / директор Банковского института Государственного университета - Высшей школы экономики

Пока это, наверное, не самое страшное, что нас, собственно говоря, ожидает. В первую очередь я бы говорил о чудовищной монополизации, о чудовищной коррупции, а соответственно о полной несклонности экономики к инвестициям и так далее.

Что касается инвестирования, то посмотрите: мы с вами можем, допустим, сделать субсидированную ставку по ипотеке. Но к чему это в итоге приведет? К тому, что просто-напросто вырастет стоимость жилья. Почему? Потому что растет денежное предложение, но при этом не меняется объем строительства (что в свою очередь как раз и происходит из-за взяток и монополий на рынке).

Иван Родионов / профессор Государственного университета - Высшей школы экономики, доктор экономических наук

Вообще, внешний долг идет по двум направлениям и формируется не только государством, но и, как показали последние пять лет, в существенной части частными компаниями. С этой точки зрения, сейчас очевидно, что долг частных компаний существенно снизился (или он реструктурирован, или не будет увеличиваться), поэтому нет никаких проблем, если мы увеличим заимствования.

С другой стороны, в заимствовании самом по себе также нет ничего плохого, потому что деньги даются, как правило, на довольно привлекательных условиях. Здесь, я думаю, тоже все просчитали и убедились, что ничего в этом страшного нет.

Валерий Миронов / заместитель директора Центра развития ГУ-ВШЭ

Посудите сами: Маастрихтский критерий - это когда государственный долг составляет 60% ВВП, в Японии соответствующая цифра вообще более 100%. Тогда как у нас уровень долгов - один из самых низких, в том числе с учетом долга корпоративного. То есть несмотря на множество разговоров о громадной внешней задолженности, по сравнению с другими странами даже совокупный внешний долг у России не столь велик. Будет ли оставаться наше положение таким же? Это, конечно, зависит от скорости роста долга других стран. Впрочем, если наш долг будет составлять 15,4% ВВП, то, согласно моим первоначальным словам, это далеко от предельных уровней.

Далее, что означает вопрос о том, нужно бояться увеличения внешнего долга или не нужно? Здесь есть как свои плюсы, так и свои минусы - точно так же, как и у того же укрепления рубля. В данном случае несомненным плюсом является то, что денег в экономике будет больше, то есть можно будет их свободно тратить. Конечно, это всегда нужно делать осмотрительно. Но ведь бюджет утверждает у нас все-таки парламент: так что он должен следить, чтобы дискреционные расходы, то есть те, которые правительство может делать само, были невелики, и так далее. Ну а минусом является то, что когда ты занимаешь, то тем самым увеличиваешь спрос на кредиты, а соответственно и процентную ставку. В результате вырастет и ставка для займов корпораций. А не забывайте, что задолженность у бизнеса в 20 раз больше, чем у государства на данный момент. Но бизнесу же нужны деньги для рефинансирования...