• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мнение

OPEC.RU. 2006. № 11:10. 9 февраля

Если не будет создана прозрачная система управления, то эта затея выродится в новый Российский банк развития, только будут проедены гораздо большие суммы

Виктор Кимович, до конца года в России будет создан объединенный банк, который будет заниматься привлечением инвестиций. Об этом в среду сообщил глава МЭРТа Герман Греф. Речь идет об объединении 3-5 крупных банков в один, который будет оценивать инвестпроекты, финансируемые из Инвестфонда. Однако уже существует похожий банк - российский банк развития, но Греф критикует его, говоря, что банк не успевает осваивать капиталы, и государство должно быстрее из него уходить. Однако Российский банк развития планируется включить в состав будущего инвестбанка. В чем логика Грефа, и в чем разница между Российским банком развития и предлагаемым проектом? И насколько эффективнее будет работать инвестбанк, чем РБР, или это просто помеха на пути у министра?
Чтобы оценивать предложение по созданию инвестиционного банка, нужно хорошо знать детали. Насколько я понимаю, возможны два варианта: объединение Внешэкономбанка, Росэксимбанка и Российского банка развития (РБР) в единую структуру и наращивание капитала и активности РБР. Какой вариант будет выбран, пока непонятно. Поэтому очень сложно сравнивать ту структуру, которая уже существует, и ту, которая только планируется.
Российский банк развития создавался в 1999 году. При его создании ставились достаточно четкие и амбициозные цели - создание государственного инвестиционного института, который должен принимать активное участие в финансировании долгосрочных программ с государственным участием, в том числе и на принципах софинансирования с частными институтами. Это касалось, прежде всего, тех программ и проектов, которые, в силу их длительности, были неинтересны для частных банков. Во что выродилась эта идея - банковским специалистам известно. До недавнего прошлого, это был банк, который основные ресурсы пускал на операции на финансовом рынке. Понятно, что, когда вы имеете бесплатный ресурс в виде государственного капитала и вы неподконтрольны, то у вас есть соблазн стать максимизирующей прибыль организацией, и попытаться "срубить" достаточно быстрые и легкие деньги. В значительной степени штат Российского банка развития был сформирован за счет государственных чиновников, которые не имели соответствующего банковского опыта, и не занимались до прихода в банк реализацией масштабных инвестиционных проектов. В последнее время, ситуация несколько изменилась. Начал расти кредитный портфель. Но банк остается абсолютно непрозрачной организацией. Вызывает некоторые вопросы тот факт, что за III квартал 2005 года на огромную для этого банка сумму в 5 млрд. рублей вырос портфель кредитов и примерно на столько же увеличились средства клиентов на его счетах. Вообще, для банка развития основными источниками ресурсов должен быть капитал и заимствования на финансовом рынке. Но объем последних операций у РБР мизерно низок. Характер его нынешней деятельности очень далек от того, чем должен заниматься государственный банк развития.
Вызывает вопросы и интеграция РБР с Внешэкономбанком и Росэксимбанком, поскольку они ориентированы на очень разные виды деятельности. Внешэкономбанк - самый работающий из всех трех организаций - агент правительства по обслуживанию государственного долга и управляющий средствами пенсионного фонда, Росэксимбанк - сегодня практически умершая организация - по идее должна заниматься финансовой поддержкой экспорта из России высокотехнологичной продукции.
Вообще, если просто заменить один институт на другой, то ни к чему хорошему это не приведет, кроме того, что будет выброшена на ветер значительная сумма средств налогоплательщиков. Поэтому, прежде, чем создавать что-либо новое, нужно решить последовательно несколько задач. Сначала необходимо определить, для чего этот институт нужен, какие задачи он должен решать, и какими проблемами и проектами и как он должен заниматься. Должны быть определены приоритеты деятельности, целевые показатели, написан стратегический план, под него сверстаны бизнес-планы и бюджеты, чтобы стало понятно, на какие цели будут тратиться средства. Далее необходимо выработать организационную структуру и систему управления, такую, которая позволила бы государственным чиновникам, в частности Минэкономразвития, оперативно контролировать, чем занимается инвестиционный институт, подобрать квалифицированный штат с соответствующим опытом. Уровень заработной платы, вознаграждения сотрудников, прежде всего, менеджеров, должен быть поставлен в зависимость от результатов их деятельности, главными из которых были бы не извлечение прибыли - для этого у нас есть другие государственные банки, в частности, Сбербанк и Внешторгбанк - а успешная реализация определенного числа проектов. Если это не будет сделано, если не будет создана прозрачная система управления, то эта затея выродится в новый Российский банк развития, только будут проедены гораздо большие суммы.