• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Тарифный вопрос: за что митингуем?

УралПолит.RU. 6 марта 2006

...«В итоге рост привел к тому, что современное состояние дел в жилищно-коммунальном хозяйстве в большинстве случаев характеризуется термином «недоремонт». «Недоремонт - это когда подвалы постоянно затоплены, крыша хронически течет, трубы лопнули, дороги разрушены и конца-краю этому безобразию нет», - говорит профессор ВШЭ Елена Шомина...

Волна митингов против реформы ЖКХ прошла по стране, не оставив в стороне и Уральский федеральный округ. В прошлую субботу крупномасштабные митинги «против повышения тарифов» и «за отмену жилищного кодекса» прошли в Тюмени, Екатеринбурге, Кургане и – вновь – в постоянно митингующем в последнее время Челябинске.

17 февраля «Яблоко», «КПРФ» и несколько общественных организаций провели митинг в Екатеринбурге, 2 марта состоялось «антикоммунальное» событие в Челябинске. Экспертный канал «УралПолит.Ru» попытался разобраться, что ждет в ближайшее время жилищный фонд муниципалитетов УрФО, насколько анти-тарифные протесты могут повлиять на ситуацию, и какова перспектива того, что митингующие и немитингующие жители городов будут иметь крышу над головой в течение ближайших нескольких лет.

Тарифный вопрос
С начала года рост тарифов в большинстве субъектов РФ составил в среднем 20%. В Уральском федеральном округе, после ряда скандалов, связанных с повышением тарифов, все субъекты установили тарифные сетки, соответствующие 20%му ограничению. Теперь жители Екатеринбурга и Челябинска получат перерасчитанные квитанции за март – с учетом того, что в январе и те, и другие, в отличие от, например, жителей Кургана, переплатили. По закону, Федеральная служба по тарифам, а соответственно, и единый тарифный орган в регионах, не имеет права повышать платежи более чем один раз в год, поэтому до 2007 года информационных поводов митинговать больше, по обещанию чиновников, не будет. Митингующие – не организаторы, а участники, в большей степени пенсионеры, заметно ощутили на себе рост тарифов, ведь до сих пор плата за жилье еле-еле покрывала рентабельность, а иногда и была убыточной. Как отметила профессор «Высшей Школы Экономики» Елены Шомина, «Даже не будучи работником ЖКХ и ничего не понимая в тарифах, я прекрасно осознаю, что отдельно взятому дому для его дальнейшего существования нужны деньги. Сейчас коммунальные тарифы выведены на уровень 100%, иначе говоря - экономически обоснованы. Сравнивая прежние суммы с теми, которые население ежемесячно оплачивает по квиткам теперь, невольно приходим к выводу, что раньше, в советские времена, доля населения в содержании жилья была, прямо скажем, невелика. Работающий человек был в состоянии спокойно заплатить за жилье и коммунальные услуги хоть за три месяца вперед без какого-либо ущерба для семейного бюджета. Специалисты считают, что доля населения составляла от пяти до 10% от искомой суммы, то есть ЖКХ не очень зависело от жильца». То, что происходящий рост тарифов нормален и неизбежен в ситуации рыночной экономики и передачи собственности в руки жильцам, понимают не только эксперты в сфере ЖКХ.
Однако, несмотря на то, что роста тарифов в этом году больше не предвидится, муниципальные власти в регионах ждет неспокойный год. Жилищно-коммунальное хозяйство, обслуживающее многоквартирные дома, как и состояние самого жилого фонда, в абсолютном большинстве муниципалитетов находится в кризисной ситуации. Как ни парадоксально, это связано в первую очередь с тем, что в предыдущие годы муниципальные власти тарифы практически не повышали. «Отпущены» они были лишь в 1992 году, и с тех пор очень медленно ползли вверх. «В итоге рост привел к тому, что современное состояние дел в жилищно-коммунальном хозяйстве в большинстве случаев характеризуется термином «недоремонт». «Недоремонт - это когда подвалы постоянно затоплены, крыша хронически течет, трубы лопнули, дороги разрушены и конца-краю этому безобразию нет», - говорит профессор ВШЭ Елена Шомина.

Конкурсанты
Сложность ситуации, впрочем, не ограничивается текущими крышами и трубами. В этом году муниципалитеты должны будут передать обслуживание всех многоквартирных домов в частные руки – все РЭМПы, ДЭЗы и им подобные будут преобразованы в частные ЗАО и ОАО – «управляющие компании». В части регионов этот процесс уже практически завершен. При этом, 1 марта должен был истечь срок, к которому гражданам, желающим управлять домом самостоятельно, нужно было провести общие собрания и выбрать управляющую компанию. Для тех домов, где собраний не было, муниципальные власти должны были сами провести конкурс. Тем не менее, благодаря тому, что российские власти долго не могли регламентировать саму процедуру проведения конкурсов, постановление правительства, их регламентирующее, вышло лишь 6 февраля 2006 года. Теперь у всех жителей многоквартирных домов в УрФО есть еще год – до 1го января 2007-го, чтобы все же решить, от кого они будут получать квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг. Соответственно, проведение конкурсов на обслуживание домов во всех муниципалитетах откладывается, по крайней мере, до конца 2006 года. Но для того, чтобы конкурсы проходили, необходимо, по крайней мере, наличие участников конкурса. На сегодняшний день даже в крупных городах округа список частных управляющих компаний крайне узок. В основном, работающие управляющие компании – это либо управляющие компании, созданные при новостройках самими строительными фирмами, либо бывшие РЭМПы и ДЭЗы. Директор института коммунального развития Вадим Бондарь заявил «УралПолит.Ru»: «Муниципалитеты слабо справляются с конкурсами на управление жилищным фондом. Кроме этого, в этих конкурсах попросту некому участвовать».
Скорее всего, правительство руководствовалась именно этими соображениями, намеренно затягивая процесс принятия постановления о конкурсах. Вдобавок, органы управления ЖКХ городов столкнуться с необходимостью проводить не просто большое, а огромное количество конкурсов: например, в Екатеринбурге около 8000 многоквартирных домов – это значит, что, работая без выходных и праздников, чиновникам придется организовывать по 22 конкурса в день, если они хотят управиться за год.

Как избавиться от «неликвида»
Очевидно также, что ни одна частная управляющая компания не будет заинтересована в том, чтобы взять на баланс старые дома, хрущевки и девятиэтажки, не говоря уже о ветхом жилом фонде. С одной стороны, жильцы многих «неблагополучных» домов просто не будут платить за коммунальные платежи, как не платили на протяжении многих лет, только теперь уже не городу, а частному бизнесу. Судебных же прецедентов выселения таких жильцов до сих пор не было - проблема в исполнении судебного решения. С другой стороны, «90% жилого фонда требует вложений, и только 10% может сразу начать приносить реальный доход», - отметил зам руководителя одной из управляющих компаний Челябинска Сергей Верес. «ЖЭУ в большой степени в СССР, да и в России выполняли роль собесов. Содержание жилого фонда, ветхого и разрушающегося, как во многих случаях в наших городах, требует больших средств», - согласен с ним Владимир Фатеев, директор одной из частных управляющих компаний Екатеринбурга.
Как стало известно «УралПолит.Ru» многие муниципалитеты, несмотря на то, что формально сфера ЖКХ и вопросы жилого фонда больше не будут входить в сферу их прямой ответственности, нашли варианты передачи «некондиционного» жилья частным управляющим компаниям. Скорее всего, проблема будет решена с помощью формирования «конкурсных лотов», когда на конкурс будет выставляться не на отдельный дом, а сразу комплекс, куда будут входить как дома в приличном состоянии, так и проблемное жилье. Кроме этого, по неофициальной информации, муниципалитеты будут пытаться обеспечить победу в конкурсе только тем компаниям, которые добровольно возьмут на себя кроме доходного фонда жилья, еще и дома «в нагрузку».
Муниципалитеты и отдельные управляющие компании пытаются решить и вопрос капитального ремонта, по которому новый жилищный кодекс ударил, пожалуй, больше всего. Так, в этом году появится такая форма как «Фонды капитального ремонта», причем как частные, так и муниципальные. Таким образом, надеются владельцы частных управляющих компаний, жильцам не придется десятилетиями копить, например, на замену крыши, а можно будет достаточно быстро собрать необходимую сумму при условии взаимного кредитования. Фактически, принцип останется тот же самый, когда раньше город на собранные со всех домов деньги делал капитальный ремонт, в среднем, ста домов в год.
К сожалению, все эти ухищрения местных властей и управляющих компаний не снимут проблему устаревшего жилого фонда, а следовательно – и недовольства большинства городских жителей. Как рассказал «УралПолит.Ru» директор «Института коммунальных стратегий» Вадим Бондарь, капитальный ремонт проблему не решает. «Большое количество домов муниципалитетам и государству в ближайшее время придется сносить. Пятиэтажки выработали свой ресурс, у некоторых из них стопроцентный износ. В строительство девитиэтажек изначально было заложено слишком энергоемкое и дорогое содержание домов – например, лифтовое хозяйство».

Квартирный ответ
То есть фактически, по мнению экспертов, несмотря на выросшие тарифы, попытки решить вопрос капитального ремонта, и полную передачу жилого фонда частным управляющим компаниям, жители городов в ближайшей перспективе могут остаться если не совсем без крыши над головой, то с крышей непрерывно текущей. Впрочем, текущая крыша не станет самой большой проблемой городских жителей. Есть очень большая вероятность, что начнут разваливаться стены и фундамент дома. «Дома - хрущевки строили из расчета на 50 лет. Конечно, это минимальный расчет, но никто не знает, будет дом стоять дольше или нет. Теоретически, он может простоять и 100 лет, но никто гарантий не даст, нужна экспертиза по каждому отдельному дому», отмечает Роман Смирнов, специалист строительной компании. Итак, если применить простую арифметику, муниципалитетам и государству в ближайшее время придется сносить дома, построенные в конце 50х – начале 60х. Единственный выход муниципалитетов, государства, и, фактически, самих горожан – это развитие массового жилищного строительства. При этом, по словам Вадима Бондаря, «если раньше строили много, сейчас темпы строительства реально замедленны. Рынок строительства в регионах сейчас монопольный, очень высок барьер вхождения».
Поэтому, возможно, выходить на митинги жители городов и должны, только не против повышения тарифов, а за то, чтобы государство, региональные власти и муниципалитеты стремились максимально уменьшить себистоимость жилищного строительства. Сейчас «можно развивать только массовое жилищное строительство, передавая земельные участки в частные руки, причем строительство должно быть малоэтажным. Необходимо озадачится технологиями жилищного строительства, которые могли бы сдвинуть с места проблему высокой себестоимости», подтверждает Бондарь.
Так что заявление организаторов анти-тарифных митингов о том, что «это только начало» вполне может оказаться не голословным.