• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Стабфонду обещают копеечный доход

РБК daily. 2006. № 48. 15 марта

..."Ставки Федеральной резервной системы США и дальше будут расти", - поясняет главный экономист ИК "Тройка Диалог" Евгений Гавриленков. Большинство участников рынка сходятся во мнении, что уже в мае ставка ФРС вырастет до 5%. А это значит, что доходности казначейских бумаг США могут приблизиться к тем же заветным 5%, на которые ориентирована концепция Михаила Копейкина...

Эксперты предостерегают правительство от неразумного стремления заработать на Стабфонде: по их мнению, сначала "копилке" нужно дать подрасти

Правительство нашло способ, как можно распорядиться средствами Стабфонда с наибольшей выгодой. По предложению заместителя руководителя аппарата правительства Михаила Копейкина, которое он озвучил на ежегодном Российском экономическом и финансовом форуме в Цюрихе, одну треть государственной "значки" можно разместить в акциях надежных иностранных компаний. Г-н Копейкин ожидает, что такие вложения принесут не менее 2 млрд долл. Однако эксперты предупреждают, что в этом случае государство рискует распрощаться с вложенными деньгами. Использовать рисковые инструменты, по их мнению, надлежит только после того, как российский фонд достигнет более внушительных размеров.
Главу Минфина Алексея Кудрина не раз обвиняли в том, что он управляет Стабфондом нерационально. Размещенные в рублевых активах Центробанка средства не работают. Власти лишь отмечают потери, которые фонд несет от инфляции. По данным Счетной палаты, в 2005 г. инфляция "съела" 600 млрд руб. На то, что деньги Стабфонда тают, указал и Михаил Копейкин на прошлом заседании правительства. Нападки со стороны "аппаратчика" г-н Кудрин назвал "безграмотным утверждением, которое бросает тень на правительство и президента". Однако г-н Копейкин попытался доказать свой профессионализм. На ежегодном Российском экономическом форуме, где он выступал как доктор экономических наук, заместитель главы аппарата рассказал, как можно умело распорядиться средствами Стабфонда. "Хотя бюджетным законодательством предусмотрено, что эти деньги могут размещаться в иностранной валюте и в форме ценных бумаг зарубежных стран, никаких операций по их размещению в последние два года не проводились", - заявил он на форуме.
Основная причина, по которой правительство воздерживалось вкладывать деньги в облигации, - низкая доходность операций на рынках Великобритании, Германии и США. "По краткосрочным обязательствам доходность составляет 1,5-2%, по долгосрочным - 2,5-3%, - подчеркнул г-н Копейкин. - Поэтому если размещать [средства Стабфонда] в эти инструменты в условиях укрепления рубля, то результаты могут быть отрицательными". Заместитель руководителя аппарата правительства предлагает расширить инструменты размещения средств фонда по норвежской модели. А именно - разделить Стабфонд на две части. Одну из них, которая может составлять две трети фонда, предлагается вкладывать в консервативные активы: долговые обязательства и валюту иностранных государств. Оставшуюся же часть Михаил Копейкин предлагает разместить в акции надежных иностранных компаний, "относящихся к категории голубых фишек". Функции распорядителя инвестиционного портфеля, по его замыслу, должны быть переданы в управление выбранной в ходе тендера управляющей компании. Одним из главных условий конкурса станет обеспечение высокой доходности при минимизации риска.
По прогнозу Михаила Копейкина, доходность вложений в акции западных компаний может составить около 5% годовых. Однако другие чиновники правительства считают, что у Стабфонда должно быть иное предназначение. "Доходность не является определяющим фактором", - прокомментировал во вторник идею г-на Копейкина глава Минэкономразвития Герман Греф. По мнению министра, гораздо большее значение имеет сохранность средств и быстрая конвертируемость, ликвидность активов, в которые их будут вкладывать. "Совмещать высокую доходность с этими двумя условиями совсем не просто", - отмечает г-н Греф.
Эксперты не видят острой необходимости размещать средства на рынке акций. Они не верят в то, что доходы от этих ценных бумаг перекроют прибыль, полученную от вложений в облигации с наибольшим рейтингом надежности. "Ставки Федеральной резервной системы США и дальше будут расти", - поясняет главный экономист ИК "Тройка Диалог" Евгений Гавриленков. Большинство участников рынка сходятся во мнении, что уже в мае ставка ФРС вырастет до 5%. А это значит, что доходности казначейских бумаг США могут приблизиться к тем же заветным 5%, на которые ориентирована концепция Михаила Копейкина. "Европейский центральный банк собирается поднять свои ставки до уровня 3%, Япония также заявила о намерении пересмотреть ставки в сторону увеличения, - продолжает г-н Гавриленков. - Так что при повышенных ставках риск госбумаг с фиксированной доходностью окажется более привлекательным, и большая часть капитала перейдет на этот рынок". Между тем рынок акций компаний характеризуется более серьезными рисками. "Акции компаний могут как резко взлететь в цене, так и резко потерять свою стоимость, - комментирует ситуацию управляющий директор по акциям "МДМ-Банка" Владимир Бриль. - Однако если правительство соберется дифференцировать инструменты, то разумнее всего остановиться на размещении средств в акции российских компаний. От этого выиграют и власти, которые пополнят Стабфонд, и компании, которые получат дополнительные инвестиции".
Однако прежде правительство должно определить для себя, хочет ли оно рисковать или намерено и дальше продолжать заниматься накопительством. "Идея размещения средств в акции иностранных компаний вполне обоснована и может быть эффективным инструментом приумножения средств Стабфонда, - не сомневается ведущий аналитик ИК "Максвелл Капитал" Алексей Воробьев. - Однако прежде, чем сделать выбор в пользу рынка акций, государство должно определиться, готово ли оно рисковать и сможет ли выполнить свои бюджетные обязательства даже при снижении цен на нефть". Эксперты полагают, что властям еще рано рассуждать о том, как заработать на Стабфонде: для этого он пока слишком мал. До тех пор, пока он не вырастет до более внушительных размеров, правительству лучше заботиться о его сохранности. По мнению Евгения Гавриленкова, властям надлежит пока воздержаться от рискованных вложений. Пример Норвегии, на который ориентируются авторы идеи, нам не совсем подходит. В этой стране объем подобного фонда составляет 80% ВВП, тогда как в России он не превышает 8% ВВП. При самом печальном сценарии (если цены на нефть начнут падать, и в бюджете образуется даже дефицит в 3%), по оценке главного экономиста ИК "Тройка Диалог", от Стабфонда за 2-3 года не останется ни копейки. "Задуматься о расширении инструментов можно только после того, как размер фонда достигнет 40% от ВВП", - отмечает г-н Гавриленков.
Отдел компаний