• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Очарованные индексом

Личные деньги. 2006. № 8. 27 марта

..."Технический анализ во многом ориентируется на текущие события, политические новости, заявления. Но для меня это "белый шум", - говорит Евгений Гавриленков, экономист ИК "Тройка Диалог". - Мне гораздо интереснее следить за глобальными движениями в экономике. Никто толком не понимает, как ведет себя рынок. На кратких отрезках времени он порой действует иррационально. Но в итоге в долгосрочной перспективе рациональность одерживает верх"...

Биржа коварна. Заманивая новых инвесторов возможностью заработать, она заражает их страхом заработанное потерять. Все больше россиян, став пайщиками инвестфондов, начинают и заканчивают рабочий день с кардиограммой рыночных цен на мониторе. Прошли спокойные времена, когда деньги лежали под матрасами и можно было уверенно сказать, сколько их будет завтра. Теперь все в руках его величества индекса, который, как назло, в последнее время вдруг прервал жизнерадостное восхождение и захромал. Какой сюрприз готовит он на ближайшие полгода?
Предсказывать будущее - занятие неблагодарное, особенно если будущее это финансовое. Вот, например, Laboratoire europeen d'Anticipation Politique Europe 2020 (LEAP) "повысила до 80 % вероятность того, что неделя 20-26 марта 2006 года станет началом самого существенного политического кризиса со времен падения железного занавеса в 1989-м, кризиса, сравнимого по силе с экономическим и финансовым крахом 1929 года". Страшно? Еще как! Но если вчитаться внимательнее, можно обнаружить хитрость: в указанный промежуток времени должно было состояться "начало кризиса". Это совсем не значит, что в конце марта весь мир окажется банкротом или что это произойдет в конце апреля или даже в течение полугода. "Начало кризиса" - понятие растяжимое.
С финансами такие фокусы не проходят, и фондовые индексы, отражающие изменение цены на самые продаваемые акции, безжалостны к прорицателям. Очень скоро становится ясно, прав был пророк или ошибался.
Тем не менее попытки найти закономерность в поведении индекса не прекращаются ни на минуту. Эти поиски разделили участники биржевых торгов на два лагеря - фундаменталистов и чартистов. Приверженцы фундаментального анализа убеждены, что факторов, влияющих на цену каждой отдельной акции, бесконечно много, все сразу учесть невозможно, следовательно, изменение цены можно признать явлением хаотичным. "Технический анализ во многом ориентируется на текущие события, политические новости, заявления. Но для меня это "белый шум", - говорит Евгений Гавриленков, экономист ИК "Тройка Диалог". - Мне гораздо интереснее следить за глобальными движениями в экономике. Никто толком не понимает, как ведет себя рынок. На кратких отрезках времени он порой действует иррационально. Но в итоге в долгосрочной перспективе рациональность одерживает верх". Поскольку этот метод не может предсказать краткосрочных колебаний, в ежедневной торговле фундаменталисты практически не участвуют, чтобы не быть "обобранными" своими антиподами чартистами, покупают и продают акции редко, держат их подолгу, чтобы очистить от преходящего, иррационального влияния рынка.
Чартистами называют приверженцев технического анализа. Ценовым графикам, которые вычерчивает на мониторах нетвердая рука рынка, они придают поистине магический смысл (именно от англ, chart "график" и произошло название сторонников этой торговой стратегии). Чартисты пытаются по поведению рынка в ближайшем прошлом предсказать его ближайшее будущее. Рынок - это эмоции, макроэкономика тут ни при чем, поскольку все ее показатели уже учтены в текущей цене, считают они.

Рука на пульсе
Из всех графиков вкладчику паевого инвестиционного фонда (ПИФ) важнее всего динамика стоимости пая. Беда в том, что эту динамику не берутся предсказать даже чартисты. Ведь на нее, помимо биржи, влияют решения управляющего фондом, прогнозировать которые невозможно.
Поэтому у пайщиков, желающих заглянуть в свое финансовое будущее, нет иного выхода, кроме как следить за старым добрым индексом. В конце концов результаты работы фонда так или иначе привязаны к нему. Показатели могут быть лучше или хуже, но редко бывает, что "неурожайный" год какой-либо фонд заканчивает с прибылью, а "урожайный" - с убытками (см. справку (В).
Поскольку играть на рынке пайщик не может, у него остается только одна возможность влиять на доходность своих вложений: вовремя покупать паи и вовремя продавать их. Делать это ежедневно и даже еженедельно обычно невыгодно - при покупке паев и продаже менее чем через год большинство УК берет комиссию. Горизонт инвестиционного планирования пайщика как минимум шесть месяцев. Технический анализ при таких масштабах, естественно, теряет значение. Остается поверить в анализ фундаментальный.

Агенты влияния
Попробуем посмотреть, какие факторы толкают индекс вверх и вниз и как они будут себя вести в ближайшие полгода.
"Прежде всего на стоимость акций влияет ликвидность, то есть доступность денег участникам рынка", - говорит Евгений Гавриленков.
Ликвидность поддерживается двумя денежными потоками: внутренним и внешним. Внутренний поток - это средства, которые наши компании зарабатывают на экспорте. "Эти доходы так или иначе перераспределяются внутри страны, конвертируются в рубли, и часть таких денег в виде средств отечественных инвесторов попадает на рынок акций", - говорит Гавриленков.
Поскольку 85 % доходов в российском экспорте приходится на нефтегазовую, металлургическую и химическую промышленности, внутренняя ликвидность сильно зависит от цен на сырье, прежде всего на нефть.
Пока что нефть дорога, но как долго цена будет держаться на нынешнем уровне? "В ценах на нефть присутствует ощутимый сезонный фактор, - убежден Эркин Нусуров, управляющий директор по инвестициям УК "Райффайзен Капитал". - С окончанием так называемого отопительного сезона спрос на нее обычно снижается. Поэтому мы ожидаем некоторого снижения нефтяных цен и этой весной. Подтверждением наших ожиданий служит объем складских запасов нефти в США - он уже которую неделю увеличивается".
Ликвидность, поступающая на российский фондовый рынок извне, исходит от зарубежных инвесторов. "Активный рост индекса РТС в начале 2006 года был вызван, в частности, интересом западных инвесторов к нашему рынку, - говорит Алексей Суворов, аналитик "Пиоглобал Эссет менеджмент". - За первые два месяца иностранные игроки инвестировали в развивающиеся рынки (к которым относится и российский) почти столько же средств, сколько за весь прошлый год. В 2005 году мировые рейтинговые агентства целых четыре раза повышали российский суверенный кредитный рейтинг - по всей видимости, на годовых собраниях менеджмента инвестфондов было принято решение о выходе на наш рынок с инвестиционными, а не спекулятивными целями".
Если внутренний денежный поток зависит от нефтяных цен, то внешний регулируется базовыми ставками центральных банков, прежде всего ФРС США. "Когда ставки падают, на рынках увеличивается предложение денег, - рассказывает Эркин Нусуров. - С одной стороны, это облегчает непосредственным участникам фондового рынка доступ к средствам для приобретения ценных бумаг, с другой - удешевляет заимствования для эмитентов, ускоряет развитие их бизнеса и экономики в целом. Коррекция, которую мы сейчас наблюдаем, произошла в основном из-за опасений дальнейшего роста базовой ставки ФРС США и, как следствие, переоценки рисков для инвесторов".
Помимо ликвидности на состояние фондового рынка влияет его структура. "На десять российских компаний - нефтяных и газовых - приходится 80 % капитализации рынка, - говорит Евгений Гавриленков. - На самом деле компаний, чьи акции котируются на фондовых биржах, гораздо больше, просто они не такие крупные и менее ликвидные. Именно второй эшелон (банковские, машиностроительные компании, потребительский сектор) имеет неплохой потенциал роста в ближайшем будущем. Конечно, при условии, что экономика будет развиваться и на рынок будут выходить новые компании. На этот год запланировано около трех десятков IPO".
Наконец, третий фактор - экономическая политика, сигналы, которые подает власть. "Многое зависит, например, от того, как далеко пойдет процесс ренационализации, - уверен Гавриленков. - Начавшись с ЮКОСа, он в более мирной форме охватывает все больше секторов экономики: обрабатывающая промышленность, машиностроение. Когда некая компания переходит под государственную опеку, рынок этому радуется, и бумаги растут в цене - дескать, олигархические риски исчезают. Так было, например, с АвтоВАЗом. Но если через полгода инвесторы так и не увидят хороших машин, сходящих с конвейера завода, их радость пройдет, уверяю вас".
Прогнозы относительно курсов акций аналитики дают сдержанные. "Учитывая вполне вероятное снижение цен на нефть и продолжавшийся последнее время рост кредитной ставки в США, мы решили снизить до конца марта вес акций в наших портфелях, - говорит Эркин Нусуров. - Обвала рынка или глубокой коррекции мы не ожидаем. Сейчас в России существенная внутренняя денежная ликвидность, которая оказывает влияние на рынки ценных бумаг".
Евгений Гавриленков не ожидает серьезного роста рынка в ближайшие полгода: "Скорее всего, он останется на нынешнем уровне, возможны масштабные взлеты и падения цен. Все будет зависеть в большей степени от поведения денежных властей развитых стран, от того, с какой скоростью они будут повышать процентные ставки".

Налетай, подорожало
"В текущей ситуации, конечно, полезно отслеживать цены на акции, но гораздо важнее обращать внимание не столько на сам рынок, сколько на факторы, от которых он зависит: цену нефти, глобальные процентные ставки, состояние государственных финансов ведущих стран мира - то, что так или иначе определяет приток ликвидности, - убежден Евгений Гавриленков. - На основе этих наблюдений строится стратегия инвестора - более агрессивная или более осторожная".
Возможно, фундаментальный анализ мог бы принести пайщикам пользу. Вопрос в том, насколько "фундаментально" настроены пайщики. Управляющие фондами не устают напоминать: ПИФы по своей философии - инструмент долгосрочных инвестиций, от года и более. По идее, человек, размышляющий такими категориями, должен быть свободен от мыслей о сиюминутной выгоде.
О чем думают сегодняшние пайщики, можно догадываться по их действиям. В январе 2006 года россияне принесли в ПИФы 2 млрд руб. - больше, чем за весь 2005 год (1, 9 млрд руб.). Очень уж подозрительно совпал их взрывной интерес к ПИФам с фантастическим результатом, который показал в прошлом году весь фондовый рынок и сами ПИФы (годовой прирост стоимости паев открытых фондов акций вплотную подбирался к 150 %).
Еще одно любопытное сравнение. В какой-то степени о популярности в народе идеи инвестировать в акции (пусть через посредничество ПИФов) говорит посещаемость сайтов бирж, например РТС (см. график). Если теперь поиграть в чартистов и проанализировать этот график, обнаружится, что корреляция между индексом РТС и посещаемостью сайта www.rts.ru составляет 0, 74, то есть между этими рядами значений может существовать сильная прямая зависимость (посещаемость сайта растет и падает вместе с ростом и падением индекса).
Напрашивается неутешительный вывод: на настроение нынешних участников ПИФов в немалой степени влияют успехи рынка и фондов в недавнем прошлом. Иными словами, они пытаются делать выводы о дальнейшем поведении рынка, исходя из предыдущих значений индекса. Это типично чартистская философия с двумя существенными оговорками: пайщики не обладают знаниями, позволяющими судить о рынке грамотно с технической точки зрения. Но даже если у пайщиков такие знания есть, они не имеют возможности использовать их, ежедневно играя на рынке. Первая волна роста цен на акции вселяет в рядового гражданина сомнение: может, стоит попытаться заработать на этом росте? Каждая последующая хорошая новость с рынка усиливает сомнение, оно постепенно перерастает в желание и наконец реализуется. Чем дольше растет рынок, тем больше граждан зажигается идеей инвестирования в фондовый рынок. Мир наблюдал эту картину много раз в течение нескольких веков. История такова, что перед падением цен на рынке оказывается больше всего денег инвесторов, привлеченных жаждой скорого обогащения (см. материал на стр. 9). И эта история повторяется. Всегда.