• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Весеннее настроение Правительство готовится к новому бюджету, а экономические эксперты - к выборам президента

BusinessWeek Россия. 2006. № 13. 10 апреля

...В частности, о подобных намерениях заявил Центр развития информационного общества (РИО-Центр), председателем правления которого недавно стал Игорь Юргенс. РИО-Центр, готовивший для Кремля материалы по административной реформе, теперь намерен соперничать с традиционным автором программных документов правительства - Центром стратегических разработок. "ЦСР по сути стал частью Минэкономразвития. Мы же можем предложить независимый экспертный анализ", - говорят руководители РИО-Центра. Стратегическая задача - подготовка программы следующего президентства...

С наступлением весны и приближением очередного бюджетного цикла российское правительство превращается в бурлящий котел экономической мысли. Министры и прочие представители исполнительной власти буквально фонтанируют идеями, а те, у кого своих идей нет, активно комментируют и критикуют чужие. Благо, площадок для самовыражения достаточно:
министерские коллегии, научные конференции, круглые столы, съезды, слеты и конгрессы проходят в Москве и других городах почти каждый день. Там разгораются споры, в которых рождаются новые, подчас неожиданные выводы, образуются внезапные идеологические союзы, завязывается клубок аппаратной интриги. В общем, создается видимость формирования экономической политики государства посредством открытой общественной дискуссии.
Вопросы на повестке те же, что и год-два назад: как лучше потратить Стабилизационный фонд, можно ли еще увеличить государственные расходы и что, в конце концов, делать с инфляцией?
Проблема инфляции остается ключевой для правительства, и страсти вокруг нее накаляются с каждым днем. При этом выясняются совершенно неожиданные вещи, как например, то, что инфляцию у нас оценивают неправильно. Министр финансов Алексей Кудрин недавно объявил, что принятая в России система расчета инфляции не позволяет в полной мере оценить процессы, происходящие в экономике под влиянием роста цен. Инфляцию считают от декабря к декабрю, но, по мнению Кудрина (с ним солидарно большинство экономистов), более корректной является среднегодовая оценка инфляции. Исчисляемая по такому принципу инфляция в прошлом году составила 12,7%, в то время как инфляция от декабря к декабрю - 10,9%. Кудрин признал, что обеспечить снижение среднегодового показателя роста цен правительству будет очень трудно. Очевидно, поэтому Минфин не настаивает на смене методики Росстата.
Пока власти не справляются и с привычной инфляцией. В этом году индекс потребительских цен явно не удержится в рамках прогнозных показателей, и среди ответственных ведомств уже начались поиски виноватых. С подачи председателя правления РАО ЕЭС Анатолия Чубайса в правительстве развернулась дискуссия о том, повинны или нет в инфляции естественные монополии. До сих пор тезис о влиянии роста тарифов монополий на уровень потребительских цен не подвергался сомнению. Более того, многие аналитики считают высокую монополизацию российской экономики главной причиной повышенной инфляции. Чубайс назвал эти убеждения средневековой хиромантией, чем изрядно разозлил Германа Грефа. Но на сторону главы РАО ЕЭС неожиданно встал министр финансов, заявивший, что уровень цен в стране связан исключительно с объемом денежной массы и скоростью обращения денег в экономике, а рост тарифов монополий сам является следствием монетарной инфляции.
Герман Греф подключил "тяжелую артиллерию" в лице своего заместителя и известного экономиста Андрея Белоусова. Путем эконометрического анализа г-н Белоусов выявил, что из 10,9% инфляции в 2005 году монетарная часть составила всего 4,3%, тогда как немонетарная часть и рост цен, обусловленный "локальным монополизмом" на товарных рынках, достигли 6,6%. Министр со своей стороны призвал коллег по правительству не "фетишизировать проблему" и "не насиловать экономику". С точки зрения г-на Грефа, с которой категорически не согласен г-н Кудрин, сложившийся уровень инфляции соответствует структуре экономики РФ.
Подобный "научный" поворот в обсуждении инфляционной проблемы становится объяснимым, если принять во внимание приближающееся начало бюджетного цикла. Споря о первопричинах инфляции, члены правительства преследуют вполне конкретные задачи. Минэкономразвития добивается увеличения инвестиционных расходов бюджета и поэтому акцентирует внимание на борьбе с "немонетарными факторами": монополиями, произволом торговцев плодоовощной продукцией и пр. Минфин пытается сдержать рост госрасходов и защитить Стабилизационный фонд. Этим объясняется жесткий монетаризм Кудрина и его "фанатизм" в преследовании инфляции. "Говорить об инновационной экономике при высокой инфляции - это моветон", - заявляет министр финансов. А по мнению Грефа, опасность для экономики представляет как раз чрезмерно активная антиинфляционная политика. Искусственное сдерживание денежного предложения при росте тарифов монополий - верный путь к экономическому кризису.
Алексей Кудрин считает, что предел наращивания бюджетных расходов достигнут, а прирост инвестиций в экономике должен происходить за счет частного сектора, государство же должно создавать условия для инвестиционной активности бизнеса, снижая инфляцию. Герман Греф, напротив, предлагает повышать инвестиционные расходы. В РФ на госинвестиции тратят 2,4% ВВП, а во Франции, США и Японии, где уровень инфраструктуры лучше и проблем в экономике меньше, инвестиции из бюджета составляют 3-4% ВВП.
В чем солидарны министры финансов и экономического развития, так это в том, что деньги Стабилизационного фонда категорически нельзя тратить внутри страны (чем может обернуться расходование нефтяных сверхдоходов - см. материал на с. 29). По поводу Стабфонда в правительстве вообще наблюдается поразительное единодушие. Минфин внезапно согласился с предложением аппарата Белого дома инвестировать часть Стабилизационного фонда в высококлассные корпоративные бумаги и передать фонд независимой управляющей компании. Месяц назад Минфин обвинял авторов этих идей в экономической безграмотности. Теперь с обвинениями в адрес правительства выступает руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам Олег Вьюгин. Он заявил, что макроэкономическая политика за последние два года была наихудшей, поскольку не имела цели и была направлена на поддержание штанов бюрократии.
Наблюдатели, помимо бюджетного процесса, объясняют резкую активизацию экономической дискуссии приближающимися президентскими выборами. Чиновники уже делят места в новой администрации, а среди аналитических центров начинается конкуренция за право подготовки экономической программы следующего президента. В частности, о подобных намерениях заявил Центр развития информационного общества (РИО-Центр), председателем правления которого недавно стал Игорь Юргенс. РИО-Центр, готовивший для Кремля материалы по административной реформе, теперь намерен соперничать с традиционным автором программных документов правительства - Центром стратегических разработок. "ЦСР по сути стал частью Минэкономразвития. Мы же можем предложить независимый экспертный анализ", - говорят руководители РИО-Центра. Стратегическая задача - подготовка программы следующего президентства. Это будет не план действий, написанный под конкретного человека, а набор тщательно просчитанных сценариев развития экономики, подготовленный представителями академической науки, согласованный с экспертами и бизнесом. Тактическая задача РИО-Центра - создание системы мониторинга национальных проектов. Центр также собирается осуществлять экономический экспресс-анализ важных явлений: от последствий птичьего гриппа до снижения НДС. Первым делом будет проанализировано качество исполнения предыдущих программ правительства. В экспертном сообществе пока затрудняются оценить потенциал РИО-Центра как автора президентской программы и с нетерпением ждут, когда широкой общественности будут представлены первые "тактические" результаты его работы.

[Графические материалы:
Какая инфляция правильная?
"Предел наращивания" достигнут

Материалы доступны в бумажной версии издания]