• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Касьянов ищет своего Грефа

Газета.Ru. 2006. № 19:40. 11 апреля

...«Ухудшение динамики экономического роста с середины 2004 года до конца 2005 года было вызвано растущими налоговыми издержками бизнеса. Хотя ставки не росли, налоговая нагрузка для крупного бизнеса увеличивалась за счет усиления администрирования, непрямого налогового давления», – подчеркивал в своем докладе Евгений Гавриленков...

Михаил Касьянов собрал видных либеральных экономистов, политологов и социологов и попросил их сформулировать основы альтернативной экономической политики. Пока экономисты ограничились критикой правительственного курса.

Во вторник экс-премьер, а ныне – оппозиционный политик Михаил Касьянов собрал заседание круглого стола «Россия-2006: развилки экономической политики». На мероприятие были приглашены именитые российские либеральные экономисты во главе с ведущим экономистом ИК «Тройка-Диалог» Евгением Гавриленковым.
Складывалось, однако, впечатление, что все участники уже успели отвыкнуть от публичной дискуссии среди равных.
И это неудивительно: в последнее время собрания такого рода как-то зачахли. Правительство держит «при себе» лишь пару-тройку советников (основными белодомовскими советниками последние несколько лет являются бывший глава Центра Макроэкономического анализа и прогнозирования Андрей Белоусов и замначальника аппарата правительства Михаил Копейкин). Остальные же экономисты общаются в сугубо профессиональной среде, а их проекты, исследования, модели и просто соображения остаются практически невостребованными теми, кто осуществляет реальную экономическую и социальную политику.
Между тем к нынешнему экономическому курсу правительства и Кремля было высказано немало претензий.Одна из основных – разрастание коррупции и бюрократических структур, которые замедляют экономический рост.
«Ухудшение динамики экономического роста с середины 2004 года до конца 2005 года было вызвано растущими налоговыми издержками бизнеса. Хотя ставки не росли, налоговая нагрузка для крупного бизнеса увеличивалась за счет усиления администрирования, непрямого налогового давления», – подчеркивал в своем докладе Евгений Гавриленков.
Президент Института «Национальный проект» Александр Аузан с этим согласился: «Реформы конца 90-х основывались на трех китах: приватизация, либерализация, макроэкономическая стабилизация. Но в результате мы получили экономику с сильными монополичными группами. Мы не имеем работающей модели частной собственности, но не имеем и специфицированной госсобственности. На языке институциональных экономистов это называется не реформами, а размыванием госсобственности».
Глава одноименного аналитического центра Юрий Левада заметил, что нынешнюю экономику «пронизывают корруптивные отношения».
«В этом болоте мы живем и нет ни малейшего признака, что какой-то выход из этого есть», – заявил он.
Последний гвоздь в крышку нынешней экономической политики вбил президент фонда ИНДЕМ Георгий Сатаров, констатировав: «Приток денег сопровождается кризисом управления. Деньги развращают бюрократию. Абсолютные деньги развращают абсолютно».
Однако государство не спешит прислушиваться к этим мнениям. Главный экономист HSBC Bank Moscow по России Александр Морозов считает: «Зависимость роста ВВП от роста цен на нефть сильнее, чем принято думать. До тех пор пока цены на нефть растут, последствия любых действий государства не будут заметно сказываться на экономическом росте, амортизируясь высокими доходами».
«Поскольку негативных последствий действий государства не заметно, государство будет считать любую свою проводимую политику приемлемой, – полагает Морозов. – Пока жареный петух не клюнет, ничего не изменится».
Эту уверенность укрепляет и пассивность населения. Как полагает Юрий Левада, получаемые по опросам 70% поддержки деятельности президента и правительства по большей части являются формальной величиной:
на деле население просто не умеет явно выражать протест.
Пока исследования общественного мнения зафиксировали два существенных всплеска негативной реакции общества – в связи с монетизацией и реформированием ЖКХ. Этот протест был примитивен и неорганизован, но государство, тем не менее, так и не смогло достойно на него отреагировать.
Несмотря на то что критики нынешней экономической политики было много, целостной картины того, как следует развивать Россию и снижать зависимость от нефтедолларов, Михаил Касьянов от собравшихся пока не услышал.