• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Уловка Кудрина Минфин занизил доходы бюджета 2006-2007 гг.

Ведомости. 2006. № 64. 12 апреля

...Главный экономист "Тройки Диалог" Евгений Гавриленков полагает, что Минфин готовит почву для сокращения непроцентных расходов и их структурирования. "Бюджетное счастье, основанное на мировых ценах и росте сырьевого экспорта, заканчивается", - прогнозирует он...

Минфин порядком удивил правительство. Ведомство Алексея Кудрина фактически предложило урезать расходы бюджета в ближайшие два года на 240 млрд руб. Корректировка вызвана сокращением экспорта энергоносителей и выпадающими доходами от нового порядка налогообложения нефтянки. Минфин занизил доходы бюджета сознательно, уверены эксперты. Но они согласны, что добыча нефти и вправду может упасть.

Всего три недели назад правительство одобрило сценарные условия развития экономики на 2007-2009 гг. Оптимистичный вариант строился на том, что цены на нефть Urals окажутся в коридоре $46-49 за баррель, а экономика будет расти на 5,8-6% в год. Предполагалось, что экспорт нефти увеличится к 2009 г. до 283 млн т, будет расти и экспорт газа - на 5,1% в 2009 г. Одновременно были увеличены и инвестиционные расходы бюджета - до 700-800 млрд руб. в ближайшие три года, и никаких указаний на падение доходов в сценариях не было.
Однако за прошедшее время у министра финансов Алексея Кудрина заметно поменялась картина будущего. В пояснительной записке к проекту финплана на 2007-2009 гг., который вчера рассматривала комиссия правительства по бюджетным проектировкам, министр указал на снижение экспорта нефти и газа, а также изменение налогообложения нефтедобычи в ближайшие годы. Существенно снизятся поступления от НДС. Эти тенденции могут привести к тому, что в 2007 г. доходы бюджета без учета отчислений в стабфонд окажутся меньше на 68, 4 млрд руб., чем предполагалось в утвержденном финплане на 2006-2008 гг. А в 2008 г. "минус" к прежним оценкам будет еще больше - 172 млрд руб. Поэтому Минфин не исключает корректировку расходов бюджета в ближайшие два года на 240 млрд руб. Правда, более определенно об этом можно будет судить в мае, когда появятся точная информация об исполнении бюджета 2005 г. и данные I квартала этого года, оговаривается в пояснительной записке Кудрин.
Этот документ поразил участников заседания, рассказал "Ведомостям" один из них. "Не было убедительных аргументов, что отмеченные Минфином тенденции возобладают и появятся выпадающие доходы", - заметил он. Зато министр экономразвития Герман Греф и его заместитель Андрей Белоусов обратили внимание на то, что финплан не стыкуется со сценарными условиями, добавил чиновник. По его словам, премьер-министр Михаил Фрадков дал Кудрину и Грефу неделю на устранение этой неувязки. "Минфин просто взял параметры утвержденного финплана [на 2006-2008 гг.] и перенес их в финплан на 2007-2009 гг., не учитывая рост номинального ВВП, представленного в сценарных условиях на 20072009 гг.", - говорит руководитель департамента Минэкономразвития Андрей Клепач. Смысл уловки коллег он видит в том, чтобы занизить доходы и иметь возможность ограничить бюджетное финансирование инвестиций. Минфин фактически хотел переутвердить предыдущий финплан, а все дискуссии по объему расходов отложить на июнь, подтверждает эту версию другой чиновник правительства. Получить комментарии пресс-службы Минфина по этому поводу не удалось.
Главный экономист "Тройки Диалог" Евгений Гавриленков полагает, что Минфин готовит почву для сокращения непроцентных расходов и их структурирования. "Бюджетное счастье, основанное на мировых ценах и росте сырьевого экспорта, заканчивается", - прогнозирует он. Минфин просто отразил объективную тенденцию, замечает Евгений Хотулев из Экономической экспертной группы. По его словам, инвестиции в нефтянку растут все медленнее и уже через 2-3 года это может сказаться на объемах добычи и экспорта нефти. Кудрин последовательно идет к созданию бюджета, очищенного от нефтяных доходов, и в принципе это верно, говорит аналитик "Ренессанс Капитала" Алексей Моисеев. Но отрывать госрасходы от роста ВВП, по его мнению, ошибочно. Если мы ориентируемся на инновационно-инвестиционный рост экономики, нам никуда не деться от участия государства в финансировании крупных проектов, полагает руководитель казначейства ВТБ Николай Кащеев.