• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Не туда идем Российская элита в поисках экономического курса

BusinessWeek Россия. 2006. № 15. 24 апреля

"Концентрация деловой активности в отраслях, защищенных от конкуренции и менее склонных к инновациям, объективно ведет к замедлению роста совокупной производительности", - констатируют Евгений Ясин и его коллеги.

Как выяснилось, экономическая политика российского правительства не устраивает ни деловое сообщество, ни ученых экспертов, ни даже членов кабинета министров. На прошлой неделе Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) выступил с резкой критикой выбранного властями экономического курса. Почти ушедший в небытие "профсоюз олигархов" решил напомнить о своем существовании, а также о том, что крупный бизнес не намерен довольствоваться ролью молчаливого спонсора приоритетных проектов государства и хочет быть равноправным партнером в диалоге о путях экономического развития России. Тот путь, который государство единолично выбрало в 2004 году, бизнес категорически не устраивает, о чем он и заявил в ходе юбилейного, 15-го съезда РСПП.
Для обоснования своей позиции Союз промышленников привлек группу экспертов во главе с научным руководителем Высшей школы экономики и идеологом либеральных реформ Евгением Ясиным. Они подготовили доклад "Инвестиционный климат в России", который лег в основу программного выступления президента РСПП Александра Шохина и возобновил дискуссию об оптимальной для РФ модели экономического развития. Авторы доклада убеждены, что, отказавшись от экономического курса времен правительства Михаила Касьянова, власти уничтожили предпосылки для ускоренного роста ВВП.
ЭКСПЕРТЫ с ностальгией вспоминают о периоде с лета 2002-го до весны 2004 года, когда высокие темпы экономического роста обеспечивались за счет инвестиционной активности частного сектора на фоне растущего потребительского спроса и благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры. Инфляция в рамках этой модели снижалась почти автоматически (в 2003 году она в первый и единственный раз совпала с прогнозом правительства), так как почти весь прирост денежной массы уходил на частные инвестиции, эффективность которых была высокой. Но с весны 2004-го начал формироваться механизм экономического роста нового типа, основанный на инвестиционной активности государства, бюджетных расходах и частично - на активности частного сектора, "спрятавшегося за иностранными юрисдикциями".
"Ранее руководство России по вопросам экономики придерживалось либеральных идей, но в последние годы появляется склонность к расширению сферы государственного контроля над активами в нефтяной отрасли, банковском секторе, машиностроении", - сетуют авторы доклада. За 2, 5 года доля государства в капитализации фондового рынка возросла в 1, 5 раза - до 30% ($200 млрд.).
Роль делового сообщества при выработке экономической политики снизилась, зато заметно укрепилась бюрократия и повысился уровень коррупции. По данным Росстата, в 2005 году количество работников органов госвласти увеличилось на 143 тыс. человек и достигло рекордной отметки в 1 млн. 462 тыс. человек. То есть на 100 россиян сегодня приходится по одному чиновнику. Из материалов статистики также видно, что армия госслужащих неуклонно росла с 2001 года, невзирая на поставленную правительством задачу сокращения государственного аппарата.

К ЧЕМУ ПРИВЕЛА такая политика? Эффективность инвестиций упала как результат концентрации принятия инвестиционных решений в руках чиновников. В итоге при более высоких объемах инвестиционных ресурсов темпы роста экономики снижаются. В условиях усилившегося административного давления и неопределенности деловая активность падает. Опасаясь экспроприации, бизнес предпочитает вкладывать капиталы не в реальные активы, а в фондовый рынок. Спрос на деньги снизился, а соответственно, актуализировалась проблема инфляции, которая за три месяца 2006 года выбрала более половины годовой нормы.
Экономическая активность сместилась в секторы, не конкурирующие с импортом: торговлю, финансы, сферу услуг, строительство - в то время как промышленное производство практически стагнирует. Об ухудшении качества экономического роста заявил и Всемирный банк в своем последнем отчете о состоянии экономики России. ВБ отметил, что рост российского ВВП почти на 40% обеспечивает сфера торговли. "Концентрация деловой активности в отраслях, защищенных от конкуренции и менее склонных к инновациям, объективно ведет к замедлению роста совокупной производительности", - констатируют Евгений Ясин и его коллеги. Александр Шохин заявил об угрозе деиндустриализации страны.
Эта угроза стала особенно актуальной в текущем году. В феврале в РФ были зафиксированы рекордно низкие темпы роста промышленности - 1% в годовом исчислении. Падение в основном объясняли сильными холодами, но некоторые экономисты увидели в нем угрозу промышленной стагнации. На прошлой неделе Росстат сообщил о возобновлении промышленного роста. В марте индекс промпроизводства составил 104, 1% по сравнению с мартом 2005-го. В общей сложности в первом квартале промышленность выросла на 3% в годовом исчислении, почти достигнув показателей первого квартала прошлого года - 3, 2%, о чем министр экономического развития Герман Греф немедленно доложил президенту.
Аналитики, впрочем, не видят поводов для радости. Эксперт Экономической экспертной группы Анна Бланк напоминает, что год назад самые высокие темпы роста наблюдались в обрабатывающей промышленности (4, 1%). Сейчас же обрабатывающие отрасли увеличили производство на 2, 8%, а основной рост пришелся на производство и распределение электроэнергии (6, 5%). "Это не показатель роста промышленности, а, скорее, следствие холодов и увеличения потребления электроэнергии и воды", - считает Анна Бланк. Таким образом, тенденция замедления роста обрабатывающей промышленности сохраняется.
ЛЕКАРСТВО от промышленной стагнации и экономических перекосов - прямые инвестиции. По оценкам правительства, темпы их роста не должны быть ниже 15% в год (сейчас 10%). "Привлекательность российской экономики пока недостаточна для того, чтобы обеспечить массированный приток инвестиций в среднесрочной перспективе", - отмечено в докладе "Инвестиционный климат в России". Виновато в этом государство. По уровню политической стабильности РФ делит в рейтингах предпоследнее место с Пакистаном, опережая Венесуэлу, а по такому фактору, как свобода прессы, занимает последнее место рядом с Пакистаном, Египтом и Китаем. "Российский рынок становится цивилизованным вопреки действиям государства", - заявляют эксперты, напоминая правительству, что эффективная экономическая политика - это не поток законопроектов и распоряжений, а предсказуемость среды, правовая защищенность, система партнерских отношений с бизнесом. В связи с этим государству предлагают вернуться к модели экономического роста, опирающегося на частные инвестиции. Реализация этой модели два год назад означала бы наступление в России инвестиционного бума, заметное ускорение экономического роста и решение проблемы инфляции.
Что думает по этому поводу государство? В Кремле демарш РСПП и его президента, по совместительству члена "Единой России", восприняли спокойно - как необходимую для поднятия престижа Союза и в тоже время приемлемую с точки зрения власти демонстрацию свободомыслия. Среди членов кабинета министров критика делового сообщества встретила сочувствие. Глава Минфина Алексей Кудрин полностью поддержал обеспокоенность РСПП экономической экспансией государства, подтвердив тем самым предположение Александра Шохина о том, что правительство не в состоянии контролировать этот процесс.