• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Чем недоволен Путин В последнее время беседы президента России с членами правительства становятся все более требовательными и жесткими

Трибуна. 2006. № 16. 28 апреля

...Глава союза Александр Шохин считает, что экономика запнулась о непомерно высокую инфляцию и не уменьшающееся вмешательство государственного аппарата в бизнес. Экономическая политика государства фактически полностью построена на экспорте углеводородного сырья. Наращивание денежной массы в стране происходит так быстро и в столь крупных объемах, что значительная часть промышленности не успевает к ней адаптироваться...

Президентское недовольство ощутили на себе министры Михаил Зурабов, Алексей Фурсенко, Герман Греф и вице-премьер Александр Жуков. Видимо, Владимира Путина более не устраивают успокоительные отчеты о том, что в стране якобы полный порядок и благополучие. Слишком уж противоречат благостные доклады тем письмам с мест, обзоры которых каждую неделю ложатся на стол главы государства. Большинство авторов жалуются на рост цен, чиновничий произвол, на слишком медленное улучшение жизни...

Наш кругляк - почти за так
Хорошо, что президент недоволен и не скрывает этого. В самом деле, поводов для министерского самодовольства мало. За два последних года темпы экономического роста сократились в полтора раза. В минувшем году индекс промышленного производства составил 104 процента вместо прежних 107. Всего на 1, 8 процента выросла добыча нефти и природного газа, а производство машин и оборудования даже несколько сократилось. Продолжает хиреть легкая промышленность. Будучи недавно на Дальнем Востоке, Владимир Путин справедливо негодовал по поводу того, что мы гоним за рубеж необработанную древесину - так называемый кругляк, отпускаемый по самым низким ценам. Проблема эта, увы, общероссийская. Почему?
Конечно же, экономически выгоднее продавать не сырье, а готовую продукцию. Но... В минувшем году выпуск деревообрабатывающего оборудования сократился на 37 процентов. Да и в целом структура выпускаемой продукции изменилась в худшую сторону. Заметно, на 3 - 4 процента, уменьшился выпуск грузовых и легковых автомобилей, на 30 - 40 процентов меньше поступает в продажу мотоциклов и велосипедов. Все заметнее тормозит темпы промышленного роста недостаток электроэнергии, а жилищно-социальное строительство все острее ощущает дефицит цемента, стройматериалов и теплоснабжения. Таким образом, у президента есть немало оснований для озабоченности замедлением темпов экономического развития и для недовольства благодушием министров. Из кремлевских сфер доносятся предсказания, что нынешнее Послание Федеральному Собранию будет содержать более острые оценки социально-экономического положения в стране.
В самом деле, сколько же можно уповать на экспорт энергоресурсов? Вот уже и добыча нефти практически перестает расти и даже чуть уменьшается. А ведь именно это главный (55 процентов) экспортный ресурс. Более оптимистично выглядят ресурсы природного газа. Но добыча и транспортировка его обходятся все дороже. За прошлый год доходы от экспорта нефтепродуктов выросли на 50 - 95 процентов. Причем наибольшую выгоду принесли продукты переработки, а не сырая нефть. Уже хорошо, но хотелось бы большего.

Аплодируем, аплодируем... Закончили аплодировать
Благоприятная конъюнктура на мировом рынке энергоресурсов, как и в предыдущие годы, позволила государству и частному бизнесу заметно улучшить социальное положение россиян. Так, при значительном падении темпов роста и отрицательном влиянии инфляции реальная заработная плата тем не менее выросла за прошлый год на 9,7 процента и составила в среднем 7680 рублей в месяц. Примерно в той же пропорции росли и пенсии. В целом за последние пять лет минимальный размер оплаты труда вырос в девять раз! Но не спешите хлопать в ладоши. Наши минимальные 800 рублей в месяц - это около 22 евро, российская "минималка" в 25 - 50 раз ниже, чем в странах Евросоюза. Конечно, там и цены заметно выше. Но все же не в такой пропорции! Снижение темпов экономического роста не могло не отразиться на преодолении бедности: хотя в среднем благосостояние населения растет и миллиардеров в России становится все больше, миллионы людей все еще существуют за чертой прожиточного минимума: даже по официальным данным их доля составляет 15-17 процентов населения, а по экспертным оценкам -вдвое больше. Вновь стали расти долги по зарплате, особенно в самой малооплачиваемой - бюджетной сфере.
На фоне принятых и вступивших в действие национальных социальных программ острое беспокойство вызывает недостаточный рост объемов жилищного и социального строительства. За прошлый год построено 515 тысяч новых квартир. Это на 6,3 процента больше, чем за преды-дущий год - 43,6 млн. квадратных метров. Однако для выполнения Национальной жилищной программы требуется, по меньшей мере, удвоить темпы. И тут выясняется, что дело упирается в дефицит стройматериалов, и прежде всего основного их компонента - цемента. Выпуск изделий из бетона, гипса и цемента практически топчется на месте. Между тем опыт отечественного домостроения показывает, что только готовые и быстрособираемые комплекты зданий могут обеспечить достаточно высокие темпы социального и жилищного строительства.
Безусловно, крупным производственно-экономическим успехом стал ввод в Северо-Западном федеральном округе терминала и завершение сооружения сложнейшей трубопроводной системы, что значительно расширяет наши экспортные возможности по прокачке углеводородного сырья. Однако увеличивается опасность так называемой "голландской болезни", когда вся экономика государства попадает в жесткую зависимость от рыночного состояния какого-либо монопродукта.
Легкие деньги развращают: зачем напрягать мозги, потеть на работе? Достаточно пошире открыть вентиль трубопровода, и поток долларов и евро хлынет в наши закрома. Не в этом ли секрет министерского благодушия? Но, увы, переполненный Стабфонд покуда не принес россиянам счастья и процветания. Как показывают социологические исследования, две трети населения тревожит нищета, бедность, ускорившееся расслоение на очень богатых и очень бедных. На 10 процентов богатых приходится 30 процентов денежных доходов страны, а 10 процентов самых бедных вынуждены довольствоваться двумя процентами. Доколе будет сохраняться эта крайне опасная двуполярность?

Мозги сломали над деньгами
Откровенно скандальная ситуация обнаружилась в органах федеральной исполнительной власти: министерства и ведомства просто не знают, куда деть с трудом отвоеванные у госбюджета средства. Только шесть ведомств смогли хотя бы на 90 процентов переварить выделенные им лимиты. Девять ведомств использовали менее четверти запрошенных средств. Остальные сумели найти применение только половине своих сумм. В результате пассивности и нераспорядительности на счетах казначейства бездельничают более 268 млрд. рублей. Особые претензии вызывает нераспорядительность главных кураторов национальных социальных проектов - Минрегион-развития и Минздравсоцразвития, которые освоили средства всего на 7-9 процентов.
Между тем и новый финансовый год начался для России довольно удачно. За счет высоких цен на энергоресурсы финансовый прогноз на первый квартал перевыполнен более чем на триллион рублей. Примерно 40 процентов ушло в Стабфонд. А вот что делать с оставшимися "излишками"? Правительство просто не знает. Как тут не вспомнить кота Матроскина: "Деньги у нас есть. У нас ума не хватает".
Весьма критически оценивают вялотекущую социально-экономическую динамику крупные научные авторитеты, бьют тревогу академики Дмитрий Львов, Николай Шмелев, Татьяна Заславская, Наталья Римашевская. По их мнению, власть недостаточно эффективно осуществляет свои конституционные функции, согласно которым государство обязано создавать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека.
Критические, порой жесткие заявления Владимира Путина показывают, что президент всерьез озабочен устоявшимся, но отнюдь не обоснованным благодушием федеральных и региональных властей и в своих оценках опирается не на официальный оптимизм, а на мнения граждан и анализ ученых. Надо полагать, такой подход проявится и в его Послании Федеральному Собранию.

Крупный бизнес: ждем перемен
Тупик углеводородной доктрины?

Замедление темпов экономического развития было в центре внимания состоявшегося недавно XV съезда Российского союза промышленников и предпринимателей. Глава союза Александр Шохин считает, что экономика запнулась о непомерно высокую инфляцию и не уменьшающееся вмешательство государственного аппарата в бизнес. Экономическая политика государства фактически полностью построена на экспорте углеводородного сырья. Наращивание денежной массы в стране происходит так быстро и в столь крупных объемах, что значительная часть промышленности не успевает к ней адаптироваться. По мнению Александра Шохина, российская экономика приблизилась к пределам развития в рамках сложившейся модели. В ряде отраслей намечается стагнация. Крупный бизнес призвал правительство к активной промышленной политике, смысл которой должен заключаться не в усилении административных функций государства, а прежде всего в создании условий для роста частных инвестиций.