• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бизнес и налоговики не могут договориться

Профиль. 2006. № 17. 8 мая

..."Все эти проблемы будут множиться год от года, если не изменятся критерии оценки эффективности налоговых органов, способные изменить мотивацию их текущей деятельности, - не доначисление налогов, а контроль за соблюдением законов" , - уверен Александр Шохин. Существующее же положение, по его словам, изматывает карман и душу предпринимателей...

Не позднее 16 мая Минфин и МЭРТ должны будут внести в правительство предложения по совершенствованию налоговой политики. Перед министрами поставлена задача: путем налоговых новаций снизить инфляцию и увеличить экономический рост. Между тем уже год в Госдуме лежит осуществляющий как раз эти цели закон о налоговом администрировании. И будет лежать.
В среду по всем федеральным телеканалам будут передавать трансляцию Послания президента Федеральному собранию. По традиции текст выступления и основные его акценты держатся в тайне. В правительстве ничего лестного для себя от Послания президента не ждут: министрам так и не удалось удержать инфляцию в запланированных рамках, а темпы экономического роста мало соотносятся с идеей об удвоении ВВП. В кулуарах Белого дома опять активно принялись обсуждать модную с приходом Михаила Фрадкова тему: об отставке кабинета министров. Между тем основная проблема, поднятая президентом в прошлом выступлении перед членами Федерального собрания, так и осталась нерешенной. Напомним, год назад Владимир Путин призвал фискальные органы не терроризировать бизнес, многократно возвращаясь к одним и тем же налоговым проверкам. Выступление, разумеется, было встречено бизнесом позитивно. Однако после того, как спустя месяц представители деловых кругов увидели подготовленные Минфином поправки в Налоговый кодекс, вокруг реформы налогового администрирования начался спор, который не утихает до сих пор. Предприниматели с ужасом обнаружили, что новая реформа не несет никакого облегчения администрирования, а в ряде случаев еще больше развязывает руки налоговикам.

Похож на Ходорковского
Пунктов налоговых противоречий между бизнесом и властью настолько много, что постоянно наблюдать и разбираться в тонкостях дело неблагодарное - все равно что-нибудь упустишь. Депутаты за время обсуждения закона внесли примерно 750 поправок в налоговое законодательство. Это только те правки, которые улучшают положение налогоплательщиков: бизнес их посчитал. В обратном направлении работают с тем же усердием. Несмотря на это, по словам заместителя министра финансов Сергея Шаталова, в ходе обсуждений предпринимателям, чиновникам и депутатам все же "удалось сблизить позиции по ряду спорных моментов, однако по некоторым пунктам договориться так и не удалось". К примеру, бизнес активно выступает за введение презумпции добросовестности налогоплательщика. То есть требует априори считать компании невиновными, пока суд не докажет их вины. Сейчас все происходит с точностью до наоборот. На одном из обсуждений законопроекта представители бизнеса, защищая свою позицию перед чиновниками, вспоминали инцидент, когда налоговики в суде в качестве доказательства недобросовестности налогоплательщика попрекали его выбором адвокатов, которые в свое время защищали представителей ЮКОСа. По словам президента РСПП Александра Шохина, понятие "недобросовестный налогоплательщик" , которое активно используется и налоговыми органами, и арбитражными судами, сегодня законодательно никак не закреплено: "Это делает возможным его использование, исходя из внутренних установок налоговых органов. Налогоплательщик же, признанный недобросовестным, автоматически лишается всех своих прав".
В ответ на требование бизнеса власть в лице первого вице-премьера Александра Жукова на последнем съезде РСПП призвала компании отказаться от налоговых схем, тогда и бизнес можно будет считать априори невиновным. Тут стоит отметить, что бизнесмены давно добиваются от налоговиков регулярной публикации перечня используемых схем налогового планирования, направленных на уклонение от уплаты налогов, которые могут быть оспорены в судах налоговыми инспекциями.

Посадить инспектора
Еще одно требование ряда депутатов и бизнесменов - введение уголовной ответственности на срок до четырех лет для налоговиков, которые вынесли заведомо незаконное решение. Минфин парирует тем, что это уже относится к сфере уголовного права.
В законопроекте есть спорные моменты, вызывающие серьезные нарекания со стороны бизнеса, так как существенно развязывают руки налоговикам. Прежде всего это касается порядка и сроков проведения камеральных (невыездных) проверок. До сих пор трактовка перечня документов, которые представители налоговых органов вправе требовать от организации, очень размыта. Проще говоря, если инспектору для определения добросовестности или недобросовестности налогоплательщика потребуется грузовик документов, его во избежание лишних претензий необходимо будет доставить. Бизнес настаивает на том, что для проведения камеральной проверки вполне достаточно регистров учета. Другие документы могут быть представлены в ходе выездной проверки налоговиков.
Кстати, по этому вопросу предпринимателям удалось добиться положительных для себя изменений. Сейчас срок выездной проверки фактически не ограничен: под тем или иным предлогом представитель налоговых органов может фактически поселиться на предприятии. Депутаты предлагают сократить максимальный срок выездной проверки до полугода и четко прописать мотивы для возобновления проверок. В свою очередь, бизнес предлагает сократить срок до трех месяцев.

Дотянуть реформу
В планах Госдумы - рассмотреть данный законопроект во втором чтении в конце мая. Стоит отметить, что у депутатов Госдумы недостатка в налоговых новациях в этом году не будет. Предприниматели ждут налоговых предложений по уплате налога на прибыль, изменению ставок налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), остаются нерешенными вопросы по возмещению НДС. "Все эти проблемы будут множиться год от года, если не изменятся критерии оценки эффективности налоговых органов, способные изменить мотивацию их текущей деятельности, - не доначисление налогов, а контроль за соблюдением законов" , - уверен Александр Шохин. Существующее же положение, по его словам, изматывает карман и душу предпринимателей.

Без драм
Судя по тому, как активно чиновники высокого ранга в последнее время стали высказываться по налоговой проблематике, за буксующую налоговую реформу решили взяться всерьез. "Налоговая политика - это не только фискальный инструмент, но и стимул развития предпринимательства" , - внезапно открыл для себя на последнем заседании правительства первый вице-премьер Дмитрий Медведев и приказал к 16 мая МЭРТ и Минфину подготовить предложения в сфере налоговой политики, призванные снизить инфляцию и увеличить экономический рост. Беспокоиться членам кабинета министров есть о чем. Так, по данным на 24 апреля, инфляция составила 5,3 %, при годовом ориентире в 8,5-9%. Комментируя последние данные, министр экономики Герман Греф призвал не драматизировать ситуацию. По его словам, инфляция до 9% в год вполне отвечает состоянию российской экономики с ее "структурными перекосами и ценовыми диспропорциями".
Пытаясь повлиять на рост цен, власти пошли на укрепление рубля по отношению к доллару, который уже близок к отметке 26 рублей за доллар. Однако до бесконечности "ронять" американскую валюту опасно. Это может сказаться на темпах промышленного производства. С этим показателем в России тоже не все гладко. По данным консенсус-прогноза, подготовленного Центром экономического анализа "Интерфакса" , в апреле рост промышленного производства составил 4,4%. Это значительно выше показателей первых двух месяцев года (2,7% ), однако недостаточно для того, чтобы выйти на годовой показатель, запланированный МЭРТ на уровне 4,4%.
По мнению экспертов, основная причина замедления темпов промышленного производства - сокращение инвестиций в основной капитал. В феврале-марте 2006 года рост инвестиций в основной капитал составил 1,6%, в то время как годовой ориентир - 11,3%. Проще говоря, владельцы предприятий пока упорно не желают вкладывать деньги в собственное производство, что тормозит промышленный рост. В свою очередь, основным условием сдерживания инфляции является сопоставимый с ростом потребления рост производства продукции. Иными словами, российские предприятия должны производить больше товаров лучшего качества. Пока же даже первая редиска, появившаяся в столичных супермаркетах, импортного, а не российского производства.

Правительство внесло в Думу два налоговых законопроекта:
"Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами" и "О внесении изменений в статьи 45 и 80 части первой Налогового кодекса РФ и статью 57 Бюджетного кодекса РФ". Принятие этих статей должно, по замыслу власти, означать старт налоговой амнистии в России. Решено, что не надо требовать от граждан перевода накоплений в родную страну, кроме того, амнистируются не только деньги, но и средства, вложенные в любое имущество. Все, что требуется от граждан, которые по каким-либо причинам пожелают получить прощение государства за свое обогащение, это заплатить 13% налога с заявленной суммы. Планируется начать кампанию покаяния с 1 июля 2006 года и продолжать ее 9 месяцев. При этом авторы законопроектов даже не пытаются посчитать, сколько в результате получит бюджет в виде выплат подоходного налога с тайных до амнистии доходов.Пока и без официального прощения ничто не мешает жить ни чиновникам, ни бизнесменам.

Чего хочет бизнес от власти:
1. Сохранить принцип "презумпции невиновности" налогоплательщика. То есть бремя доказывания факта нарушения налогового законодательства должно ложиться на налоговый орган, а любые неясные положения Кодекса толкуются в пользу налогоплательщика.
2. Совершенствовать порядок исчисления процессуальных сроков. Необходимо четко разделить такие понятия, как "год" и "календарный год" , "месяц" и "календарный месяц". Налоговики трактуют это по-разному.
3. Четко определить статус налоговых проверок и уточнить процедуры их проведения. Установить жесткие максимальные сроки проведения проверок.
4. Повысить эффективность досудебного урегулирования налоговых споров.
5. Ограничить по количеству проверки налогоплательщика.
6. Упорядочить процесс проведения выездных проверок и ограничить сроки их проведения.
7. Упорядочить процедуры проведения камеральных проверок, исключив возможность истребования неограниченного перечня документов от налогоплательщика. 8. Определить перечень лиц, у которых может быть запрошена информация о налогоплательщике. То есть информация со стороны налоговиков может быть запрошена только у деловых партнеров.
9. Привлекать к уголовной ответственности налоговых инспекторов за выявленные в ходе повторных проверок недостатки в контрольной работе.
10. Обеспечить четкую регламентацию всех стадий налогового производства: возбуждения дела, рассмотрения материалов проверки и принятия решения, обжалования вынесенного решения, исполнения решения. При этом необходимо установить процессуальные гарантии лицам, обвиняемым в совершении налогового правонарушения, не только своевременно узнавать о предъявляемых претензиях, но и надлежащим образом осуществлять свою защиту на стадии налогового производства.
11. Не ограничивать право налогоплательщиков подавать уточненные документы налоговой отчетности по мере того, как налогоплательщик самостоятельно будет выявлять собственные ошибки.
12. Признавать недействительными те ненормативные правовые акты органов налогового контроля, которые вынесены с нарушением процессуальных норм.