• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как нам обустроить Россию Этот вопрос, поставленный в свое время Александром Солженицыным, не решить без бизнеса и государства

Финансовый контроль. 2006. № 5. 5 мая

...Об этом решили поспорить, открывая конференцию, президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, отстаивающий интересы бизнеса, и заместитель министра культуры Дмитрий Амунц, заметивший, что ему, как человеку государственному, больше нравится, когда за государством остается все же первенство в решении ключевых проектов. Именно государство, на его взгляд, должно отработать схему взаимодействия с бизнесом и всю необходимую экономическую базу. Шохин призвал государство долго не придерживать большинство своих козырей, а как можно скорее вводить их в игру...

Во всяком случае к такому выводу пришли участники конференции "Государственно-частное партнерство в России: проблемы и решения", организованной Внешэкономбанком. Представители бизнеса и правительственные чиновники вспомнили о том отчаянном споре по поводу модернизации российской экономики. Они долго не могли определиться, кто ее должен проводить: частный капитал или государство? И только сегодня, похоже, им удалось договориться.
Все, кажется, поняли, что модернизация невозможна без объединения усилий и со стороны государства, и частного бизнеса. Теперь весь вопрос в том, как сделать такое сотрудничество наиболее продуктивным. Ведь речь идет о многомиллиардных долгосрочных вложениях.
Но первым делом участники конференции пожелали определиться в понятиях: что считать приоритетным - частно-государственное партнерство или государственно-частное?

Коммерческий интерес
Об этом решили поспорить, открывая конференцию, президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, отстаивающий интересы бизнеса, и заместитель министра культуры Дмитрий Амунц, заметивший, что ему, как человеку государственному, больше нравится, когда за государством остается все же первенство в решении ключевых проектов. Именно государство, на его взгляд, должно отработать схему взаимодействия с бизнесом и всю необходимую экономическую базу. Шохин призвал государство долго не придерживать большинство своих козырей, а как можно скорее вводить их в игру.
И хотя сама терминология ГЧП еще не устоялась, появились уже десятки различных проектов сотрудничества бизнеса и государства. Дмитрий Амунц предложил на основе ГЧП осваивать окрестности памятников культуры. Почему бы не привлечь бизнес к строительству инфраструктуры туризма, тех же гостиниц вокруг "Ясной Поляны", например? Заместитель министра транспорта Александр Мишарин говорил о том, насколько привлекательны "дорожные проекты". Тут вообще непочатый край работы. В России на сегодняшний день более 1/3 дорог перегружены, а к 2010 году количество перегруженных дорог превысит 50 процентов. В результате придется прекратить строительство новых перспективных направлений.
Несмотря на рост инвестиций в транспортный сектор, средств для его развития все равно не хватает, заключил Мишарин. И без помощи бизнеса в развитии дорожной отрасли не обойтись. Хорошо, что интерес бизнеса к российским дорогам не ослабевает. Только на конкурс по финансированию проектов строительства дорог из Инвестиционного фонда поступило 14 заявок.
С участием бизнеса планируется создание объединенной авиационной корпорации, развитие сети транспортных авиаузлов (хабов), строительство платной трассы Москва - Санкт-Петербург и Западного скоростного диаметра.

Долги и правила игры
Впрочем, история взаимодействия бизнеса и власти в России началась не сегодня. Одним из вариантов такого партнерства можно считать разработку месторождений на условиях СРП. Но далеко не все примеры из недавнего прошлого можно считать удачными. Председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев назвал не дающую ему покоя цифру: объем неурегулированной задолженности по кредитам, предоставленным государством различным предприятиям, составляет порядка 10 млрд. долларов. Только за последние три года удалось возвратить пятую часть - 2 млрд. долларов. По сути, эти кредиты являлись проектами не совсем удачного государственно-частного партнерства, когда правила игры менялись несколько раз в год, не давая проектам окупиться. Но это не означает, что сотрудничество не нужно, - просто подготовка к реализации проектов должна быть более взвешенной и продуманной.