• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Две недели решат все МЭРТ надеется на прорыв на переговорах о вступлении в ВТО

Независимая газета. 2006. № 95. 17 мая

..."Мы исходим из того, что вступление в ВТО должно произойти не к определенному сроку. Мы работаем на результат и присоединимся к ВТО тогда, когда с уверенностью можно будет сказать, что Россия добилась определенного баланса выгод и уступок, который в целом выражается тезисом - повышение конкурентоспособности отечественной экономики", - подчеркнул он...

Вчера Россия и Колумбия подписали в Москве протокол о завершении переговоров по ВТО. Как отмечается в сообщении Минэкономразвития, в ходе переговоров были "сняты все вопросы по поставкам в Россию сахара. Кроме того, найдено компромиссное решение в области поставок на российский рынок традиционных товаров колумбийского экспорта - кофе, бананов, цветов". Таким образом, России осталось договориться только с США, Австралией и Молдавией.
Как сообщил журналистам директор департамента торговых переговоров МЭРТа Максим Медведков, ближайшие две-три недели должны стать решающими на российско-американских переговорах по присоединению России к ВТО. Впрочем, тут же выяснилось, что расчеты строятся в надежде на то, что количество двусторонних встреч, консультаций и согласований когда-то непременно должно перерасти в качество - в достижение договоренностей. "Мы работаем практически в двух-, трехсменном режиме с американскими коллегами, - заявил Максим Медведков "НГ". - В процессе должно быть логическое завершение, и мы надеемся, что договоренность может быть достигнута, но она не может быть достигнута любой ценой".
Позицию Медведкова поддержал президент РСПП Александр Шохин. "Мы исходим из того, что вступление в ВТО должно произойти не к определенному сроку. Мы работаем на результат и присоединимся к ВТО тогда, когда с уверенностью можно будет сказать, что Россия добилась определенного баланса выгод и уступок, который в целом выражается тезисом - повышение конкурентоспособности отечественной экономики", - подчеркнул он.
И все же, признал Шохин, фактор времени имеет для России значение. Обстановка в США, считает он, явно не способствует быстрому заключению договоренностей. Конгресс давит на президента Джорджа Буша, у которого через год заканчиваются полномочия для принятия единоличного решения такого рода. Намеченный на июль саммит "большой восьмерки" тоже искушает многих на Капитолийском холме и в Белом доме надавить на Москву. Причем, отметил Шохин, претензии на переговорах по ВТО за океаном рассматриваются лишь как предлог для получения уступок по другим областям, совсем не связанным с торговлей, - по Грузии, Украине и Ирану.
"По ряду вопросов, - предположил Александр Шохин, - мы уже в течение ближайших недель сможем продвинуться, показать прогресс". Но есть и такие вопросы, по которым договоренности едва ли могут быть достигнуты за столь ограниченный срок.
Со своей стороны, Максим Медведков требования Вашингтона не считает непреодолимыми. Более того, он уверен, что сами американцы изменят позицию. Отвечая на вопрос "НГ", на какие взаимные уступки в переговорах по этому вопросу готовы пойти Россия и США, чиновник философски заметил, что надеется на торжество разума. "Мы не нашли американских банков или страховых компаний, которые заинтересованы в существенном изменении российских предложений при вступлении в ВТО. Поэтому надеемся, что американские коллеги смогут пойти на компромисс, позволяющий нам завершить переговоры с выгодой для себя", - уточнил Максим Медведков.
Александр Шохин усматривает не только внешние препятствия на пути России в ВТО, но и внутренние угрозы. "Очень важно, - резюмировал он, - чтобы российская сторона и российский бизнес не ставили вопрос о вскрытии "старых конвертов", в которых лежат договоренности с более чем 50 странами". Если Россия попытается вернуться и пересмотреть некоторые из этих соглашений, являющих основой переговорного процесса, то тем самым даст все основания провести ревизию уже не только американцам, но и европейцам, не удовлетворенным, например, уровнем цен на газ для российских и европейских потребителей. "Достигнутые договоренности - настолько хрупкие компромиссы, что нельзя пережимать в какой-то области, иначе рухнет вся конструкция", - подвел итог Александр Шохин.