• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Рубль в законе

Трибуна. 2006. № 19. 19 мая

...Александр Шохин, президент РСПП:
- Я думаю, что конвертировать рубль можно даже и не к 1 июля, а к 12 июня, к празднику, как это было принято раньше. Дело в том, что конвертация национальной валюты, рубля, означает полное снятие ограничения на капитальные операции. По закону о валютном регулировании и валютном контроле эти ограничения должны быть сняты 1 января 2007 г. Оттого, что это произойдет на полгода раньше, хуже не будет...

Президент России Владимир Путин заявил о более скором, чем предполагалось, снятии всех валютных ограничений.
В своем обращении к Федеральному Собранию глава государства обозначил новые сроки конвертируемости рубля. По его словам, это должно произойти до 1 июля 2006 года, несмотря на то, что в соответствии с валютным законодательством барьеры должны быть сняты не ранее 1 января будущего года. Владимир Путин отметил, что будущее национальной валюты во многом зависит от ее привлекательности как средства расчетов и сбережений. При этом президент предложил превратить рубль в универсальное средство международных расчетов - это создание на территории нашей страны биржевой торговли нефтью и газом с расчетами в рублях.
Наблюдатели усмотрели в этом очередную РR-акцию накануне саммита "Большой восьмерки" в Питере и желание Кремля лишний раз подчеркнуть, что Россия открыта для зарубежного капитала. Но что, собственно, в этом плохого, если все это будет работать на улучшение имиджа нашей страны.
О том, что нашему государству необходима свободно конвертируемая валюта, Путин говорил уже не раз, в том числе и в своих обращениях к законодателям. Так, в 2003 году в своем послании сенаторам он подчеркнул, что "стране нужен рубль, свободно обращающийся на международных рынках, нужна крепкая и надежная связь с мировой экономической системой". При этом он объяснил, что необходимо достичь "конвертируемости рубля не только внутренней, но и внешней, не только по текущим, но и по капитальным операциям". Отмена ограничений на проведение финансово-валютных операций даст возможность повысить привлекательность российской экономики и снизить весьма опасный рост инфляции, наконец, поставит точку на все растущее впрыскивание огромных рублевых масс в отечественную экономику. Несомненно, что это придаст новый импульс нашим импортерам.
Здесь было бы уместно вспомнить, что резервирование валютных средств и скупка валютной выручки вводились для того, чтобы подпитывать золотовалютные резервы страны, предотвращать колебания курса национальной валюты и обеспечивать устойчивость платежного баланса нашего государства, а также для достижения роста темпов промышленного производства. Кроме того, был дан карт-бланш отечественным экспортерам. Сегодня можно сказать, что поставленные цели и задачи достигнуты: Россия обладает крепким рублем и является одним из лидеров по золотым запасам и по величине положительного сальдо торгового баланса.
Наверное, нетрудно понять, что выступление Путина по поводу конвертации рубля не носило спонтанный характер и что многие насущные вопросы в правительстве уже давно обсуждались и решены. Поэтому опасаться за судьбу президентского, мягко говоря, пожелания беспокоиться не следует. Все будет выполнено в срок и как надо, что подтверждает и высказывание министра финансов Алексея Кудрина, что мероприятия для достижения этой задачи уже запланированы, "выполняются и выполнимы". Впрочем, формальных препятствий для конвертируемости рубля осталось немного, поэтому отмена последних ограничений будет означать его полную конвертацию де-юре.
Что касается создания товарной биржи по нефти и нефтепродуктам с расчетами за рубли, то и это не является фантастикой. Так, по мнению главы Экспертного управления президента РФ Аркадия Дворковича, она "могла бы начать работать в 2007 году". Стимулировать создание биржи сможет размещение на ней заказов на покупку нефти и газа для государственных нужд. При этом, как он отметил, особенно важен процесс торговли нефтью и газом в национальной валюте, поскольку это создаст на нее спрос и "станет реальным шагом по конвертации рубля", что "даст возможность рассчитывать, что мы сможем покупать импортные товары за рубли".
У этой на первый взгляд весьма привлекательной идеи есть оборотная сторона. В частности, нет уверенности, что при полной конвертации рубля наши экспортеры не снизят инвестиции в отечественную экономику, что в свою очередь, вполне возможно, приведет к замедлению создания новых рабочих мест и, как следствие, к увеличению безработицы. Не исключено также, что в экономике будет наблюдаться картина некоторой стагнации и замедление роста темпов производства. Однако есть надежда, что у наших, в частности нефтегазовых, гигантов хватит политической мудрости не доводить до этого дело.
Наконец, не секрет, что спрос на нашу валюту в странах Запада весьма незначителен, и им интересуются лишь туристы и некоторые из наших торговых партнеров. Не следует надеяться на то, что в одночасье весь мир станет покупать нефть и газ за нашу национальную валюту. Ведь никто не покупает нефть в валютах стран Персидского залива. Однако, несмотря на это, по мнению экспертов, спрос на рубли значительно возрастет. В конце концов, нет ничего страшного в том, если покупателям нашей продукции (сырья) придется обменивать доллары на те же рубли.
Не стоит забывать и о том, что сам по себе факт конвертируемости нашей валюты еще не делает ее пупом земли. Взять хотя бы британский фунт стерлингов - конвертируется он вполне свободно и никто в его надежности не сомневается, но, помимо англичан, мало кто использует его в качестве средства платежа на мировых рынках. Однако эта валюта используется в качестве резервной валюты Соединенного Королевства. Рублю до этого пока далеко, но, учитывая слова президента, и эта высота для нас уже не за горами.
Надо понимать, что такое решение руководству страны далось нелегко, и является оно скорее политическим, нежели экономическим.
Представляется, что президент встал перед дилеммой либо продолжить тенденцию дальнейшего роста экспортных показателей производства, либо направить усилия государства на сдерживание роста инфляции. Президент сделал выбор, поставив социальные интересы населения во главе других макроэкономических показателей.

Комментарий
Александр Шохин, президент РСПП:
- Я думаю, что конвертировать рубль можно даже и не к 1 июля, а к 12 июня, к празднику, как это было принято раньше. Дело в том, что конвертация национальной валюты, рубля, означает полное снятие ограничения на капитальные операции. По закону о валютном регулировании и валютном контроле эти ограничения должны быть сняты 1 января 2007 г. Оттого, что это произойдет на полгода раньше, хуже не будет. При этом конвертируемость на бытовом уровне станет возможной тогда, когда у иностранных банков возникнет потребность формировать рублевые резервы, чтобы они были всегда под рукой. Вот переведем торговлю нефтью на рубли, и банки будут вынуждены иметь их. Тогда у россиян появится возможность поменять рубль на доллары, фунты, евро во всех странах.
Проблема в том, что России требуется конвертируемость рубля в более широком смысле. Известно, что корзинка валюты МВФ формируется из мировых резервных валют - евро, фунта, доллара, йены и т.д. Может рубль рассчитывать на то, что он попадет в эту компанию?Осенью этого года МВФ будет пересматривать квоты стран. А у нас в России так считают свой ВВП, что в нем учитываются не все реальные виды деятельности. Нам еще предстоит выводить что-то из тени, менять статистическую методологию. Поэтому есть опасения, что доля России в совокупном капитале МВФ, которая сейчас составляет 2%, снизится. Тогда придется снизить и претензии на то, что с нами будут считаться в международных финансовых институтах. Тем более что в мире появляются другие валюты: Тихоокеанского региона с участием Китая, стран Залива и т.д. Нужно добиваться реального признания рубля как валюты, которая используется в международных расчетах и конвертируется по признаку учета ее в широком круге валютных и финансовых операций.