• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кто последний за акциями? В Китае прошло народное IPO

Ведомости. 2006. № 93. 25 мая

...Поскольку инструментов на рынке не так много, “Роснефть” заведомо попадет в категорию “голубых фишек”, считает главный экономист “Тройки Диалог” Евгений Гавриленков. “Что касается индивидуальных инвесторов, то это будет спрос не со стороны малоимущего населения, а со стороны тех, кто вкладывается в ПИФы”, — считает эксперт. “Население уже понимает, что рынок не всегда идет вверх, но я не уверен, что оно знает, когда именно нужно вкладываться в ценные бумаги”, — оговаривается Гавриленков.

Несмотря на падение рынка, одно из крупнейших в мире IPO увенчалось успехом. Спрос инвестфондов превысил предложение в 20 раз, граждан, которые заранее выстраивались в очереди, — в 76 раз. Это пока не про “Роснефть”, а про Bank of China. Но России, планирующей народные IPO, стоит присмотреться к китайскому опыту.

Bank of China – старейший китайский банк (основан в 1912 г.). Входит в четверку крупнейших госбанков страны и по активам занимает второе место после Industrial & Commercial Bank of China. Имеет более 13 000 отделений в Китае и 550 представительств в 25 других странах. Основной бизнес – корпоративное и розничное кредитование; также занимается инвестбанкингом, страхованием и обслуживанием пластиковых карт. Выручка в 2004 г. – $18 млрд, чистая прибыль – $2,5 млрд; показатели 2005 г. не раскрываются.

Вчера в Гонконге прошло крупнейшее в мире за последние шесть лет IPO. Bank of China продал 25,57 млрд акций (10,5% капитала) на $9,7 млрд. Цена размещения была установлена в 2,95 гонконгского доллара ($0,38) за бумагу, у самой верхней границы ценового коридора (2,5-3,0 гонконгского доллара). Спрос институциональных инвесторов (95% пакета) превысил предложение в 20 раз, индивидуальных (5%) — в 76 раз. Возможно, Bank of China решит увеличить объем размещения до $11,2 млрд.
Bank of China стал третьим китайским банком, вышедшим на биржу: в июне 2005 г. Bank of Communications привлек $2,16 млрд, а China Construction Bank в октябре — $9,2 млрд. Но ни тому ни другому не пришлось размещаться на таком трудном рынке: за прошлую неделю гонконгский Hang Seng Index потерял 3,5%, в понедельник он снизился еще на 2,6%. Тем не менее “мы везде видели очень сильный спрос, неустойчивый рынок никого не отпугнул”, констатирует источник, близкий к IPO китайского банка.
Индивидуальные инвесторы раскупают акции с восторгом. По данным Reuters, после IPO Bank of Communications и China Construction Bank их бумаги выросли соответственно на 97% и 44%. Из-за ажиотажа Bank of China пришлось напечатать 350 000 копий проспекта IPO и 3 млн бланков заявлений для индивидуальных инвесторов (при том что население Гонконга составляет 6,8 млн человек, из них работающих — 3,4 млн) и продлить рабочий день в своих отделениях на час, чтобы успеть обслужить всех желающих. Перед главным офисом HSBC в Гонконге за 10 минут до открытия стояла очередь в 40 человек.
Многие граждане брали кредиты, чтобы купить акции. Гонконгский менеджер Синди Вон решила купить акции Bank of China на $386 904 — сумму, равную ее зарплате за три года. “Нужно наскрести на акции Bank of China до того, как цена на них взлетит после размещения”, — цитирует ее слова Bloomberg. “Моя мама говорит, что Bank of China — это наверняка, как и остальные IPO”, — вторит ей 24-летняя секретарь Тина У. “Bank of China принесет мне хороший доход, как и China Construction Bank”, — надеется 40-летняя служащая Хелен Мок.
Аналитики смотрят на этот ажиотаж скептически. “Инвесторы вкладываются в IPO, ориентируясь на то, что было в прошлом, вместо того чтобы думать о будущем”, — говорит директор брокерской фирмы KGI Asia Бен Куон. “Сейчас инвесторы относятся к фондовому рынку и новым размещениям как к двум разным рынкам, — утверждает руководитель исследовательской фирмы Dao Heng Securities Эрик Юэ, — но рано или поздно эти понятия соединятся, достаточно всего одного неудачного IPO”. “Те, кто стоит в очередях на улице, чтобы получить бланк заявления, не думают о важнейших вещах”, — тревожится директор гонконгской Celestial Securities Гораций Хуан. Например, не думают, что им придется платить 6% по кредитам, взятым на покупку акций.
Между тем рынок может и не оправдать их ожиданий. Вторичные торги акциями Bank of China начнутся 1 июня. “Сделка настолько большая, что спрос институциональных инвесторов будет удовлетворен, — цитирует Reuters слова замдиректора Prudential Brokerage Кингстона Лина, — а значит, результаты на вторичном рынке будут не столь впечатляющи — порядка 5-10%”. 5% роста никак не покроют 6% по кредитам.
Российским индивидуальным инвесторам тоже обещают IPO. Свои акции гражданам планируют продать принадлежащие государству “Роснефть” и, возможно, Внешторгбанк. В презентации “Роснефти”, обнародованной в конце прошлого года, говорилось, что населению может быть предложено около 2% акций, которые аналитики оценивают в $1-1,5 млрд.
IPO “Роснефти” запланировано на лето. Недавний обвал рынка компанию не пугает: на днях министр экономического развития Герман Греф сказал, что колебания на рынке — вещь абсолютно закономерная и пока нет серьезных причин для переноса IPO “Роснефти”.
“Если "Роснефть" будет продавать акции дешево, граждане купят. Если нет — ожидать такого же успеха, как в Китае, трудно”, — говорит аналитик одного из российских инвестбанков. Поскольку инструментов на рынке не так много, “Роснефть” заведомо попадет в категорию “голубых фишек”, считает главный экономист “Тройки Диалог” Евгений Гавриленков. “Что касается индивидуальных инвесторов, то это будет спрос не со стороны малоимущего населения, а со стороны тех, кто вкладывается в ПИФы”, — считает эксперт. “Население уже понимает, что рынок не всегда идет вверх, но я не уверен, что оно знает, когда именно нужно вкладываться в ценные бумаги”, — оговаривается Гавриленков. (Использованы материалы FT и WSJ.)