• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Диагноз: ожирение мозгов

BusinessWeek Россия. 2006. № 20. 29 мая

...«Инерционное продолжение нынешнего экономического курса не может обеспечить долгосрочный устойчивый рост и не гарантирует от возникновения кризисов даже при самых благоприятных внешних условиях, — считает Игорь Юргенс. — Власти будут вынуждены предпринимать какие-то меры»...

Авторы экономической программы будущего президента разобрались, почему Владимиру Путину не удается реализовать стратегию Германа Грефа
У статистиков хорошие новости: российская экономика оправилась от неудачных зимних месяцев и вышла на ожидаемую траекторию развития.
Восстановление динамики экспорта, инвестиций и потребительского спроса привело к тому, что ежемесячные темпы прироста ВВП, составлявшие в январе–феврале 1,1% и 0,3%, в марте–апреле достигли 1,5–1,2%.
Таким образом, за четыре месяца 2006 года рост ВВП в годовом исчислении составил 5,1%, что сопоставимо с показателем этого периода прошлого года: 5,2%. Индекс промышленного производства оказался даже выше, чем в прошлом году (103,5% против 103,2%). Инфляция замедлилась и по итогам первого квартала составила 5,4%, против 6,5% год назад. Профицит федерального бюджета достиг 9% ВВП, стабилизационный фонд увеличился с начала января с 1,45 до 1,92 трлн. рублей, а по размеру золотовалютных резервов Россия вышла на четвертое место в мире, обогнав Южную Корею.
Плохая новость заключается в том, что экономическое благополучие РФ по-прежнему поддерживает главным образом благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура. По сравнению с первым кварталом 2005
года средняя цена на нефть марки Urals увеличилась на 35,9%. Повышение мировых цен на нефть обеспечило и фантастические доходы казны, и относительно высокие темпы экономического роста: приток валюты экспортеров стимулирует потребление, а через него основной «локомотив» ВВП — розничную торговлю и услуги. «Смена тенденции от замедления роста в январе–феврале к его возобновлению в марте–апреле в известной мере обусловлена ростом цены на нефть марки Urals, которая увеличилась с $56,8 за баррель в феврале до $65 за баррель в апреле», — отметило Минэкономразвития в последнем мониторинге.
По сути, министерство признало, что задача диверсификации экономики, которую правительство определило как ключевую еще шесть лет назад, так и не была решена, как и большинство задач, поставленных в «Стратегии развития России до 2010 года» — экономической программе первого президентства Владимира Путина.
Разобраться в том, что произошло с документом, призванным определять экономическую политику в течение десятилетнего периода, решил Центр развития информационного общества (РИО-Центр), под эгидой которого группа экспертов и ученых разрабатывает экономическую программу для следующего президента. Свой труд они начали с анализа ошибок предшественников. Председатель правления РИО-Центра Игорь Юргенс назвал программу Грефа «замечательной декларацией». Она верно определила вектор развития страны, но страдала отрывочностью и фрагментарностью и была недостаточно глубоко проработана, что объяснялось жесткими временными рамками, в которые были поставлены авторы. Существенным
недостатком стратегии эксперты назвали ее оторванность от политических реалий. Программа касалась только экономики, а все связанное с внутренней и внешней политикой, гражданскими свободами осталось за кадром. В итоге получился совершенно нежизнеспособный документ, «либеральная программа для феодальной страны».
Научный руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич разделяет мероприятия программы Грефа на три группы: имевшие успех полный, частичный и полный неуспех. Бесспорная удача — обеспечение макроэкономической стабильности. «Внешнеэкономические условия оказались гораздо более благоприятными, чем предполагалось. Это создавало и новые возможности, и новые сложности. Со сложностями власти справились, но возможностями практически не воспользовались, — отмечает Гурвич. Частичным успехом можно считать налоговую реформу. Налоговая нагрузка на экономику сократилась, но построить нормальные отношения между государством и налогоплательщиками не удалось. Еще один частичный успех: улучшение инвестиционного климата. Отток капитала частного сектора снижается, но уровень инвестиций в экономику крайне далек от
необходимого. Согласно планам Грефа, к этому времени уровень накопления
капитала в РФ должен был составлять порядка 25% ВВП, но вот уже четвертый год данный показатель не превышает 18% ВВП.
Список того, что не получилось, существенно длиннее. Приоритетными задачами стратегии были объявлены сокращение вмешательства государства в дела бизнеса и повышение качества госинститутов. Произошло ровно наоборот: влияние государства на экономику значительно усилилось, а качество госинститутов, по оценкам международных исследований, принципиально ухудшилось.
Причину неудач Евсей Гурвич видит в технократическом характере программы Грефа. В ней рассматривалось, что нужно делать, но не был проведен анализ сил, которые могут способствовать или препятствовать воплощению в жизнь тех или иных мер. Считалось, что правительство всесильно. Но жизнь показала: это не так. Удалось осуществить только те положения программы, которые поддерживали основные элиты, а мероприятия, по которым консенсуса элит достичь не удалось, были заблокированы. Примеры: реструктуризация «Газпрома» и административная реформа. В итоге большинство фундаментальных задач, заявленных шесть лет назад, остались нерешенными.
Бюрократические институты по-прежнему неэффективны и коррумпированы, независимая судебная система отсутствует, права собственности не защищены. Экономика остается преимущественно сырьевой, а ее зависимость от нефти только увеличивается. Это лучше всего демонстрирует структура торгового баланса: на долю нефти и газа в 2000 году приходилось 52% экспорта, в этом году — 68%. Инновационная активность низкая, уровень конкуренции недостаточен. Растут социальная напряженность и имущественное неравенство.
Эксперты поставили российской экономике образный диагноз: «ожирение мозгов». «Инерционное продолжение нынешнего экономического курса не может обеспечить долгосрочный устойчивый рост и не гарантирует от возникновения кризисов даже при самых благоприятных внешних условиях, — считает Игорь Юргенс. — Власти будут вынуждены предпринимать какие-то меры». Список этих мер собираются предложить авторы экономической стратегии на период «после 2008 года». Чиновников к работе над программой не допустят: она должна отражать независимый взгляд экспертного и научного сообщества. Авторы примут во внимание ошибки Германа Грефа и в своей экономической стратегии учтут внешне- и внутриполитические факторы. Структурно программа будет представлять набор сценариев развития экономики, зависящих от внешнеэкономических условий и от того, какую модель развития выберет следующий президент РФ: либеральную, более дирижистскую или авторитарную. Всего планируют разработать 9–12 сценариев. Стратегию Грефа принимали в условиях консенсуса элит, объясняют в РИО-Центре. Сегодня на экономику воздействует много разнонаправленных факторов и противоборствующих групп влияния, поэтому создавать общее руководство к действию бессмысленно. В тоже время сценарный подход, при котором четко просчитываются все последствия для страны от реализации разных сценариев, делает фигуру преемника по сути универсальной.
«Мы делаем программу не под конкретного человека, а «под себя», в соответствии с нашими представлениями, с тем, чтобы впоследствии предложить ее общедемократической политической палитре претендентов, которая образуется к выборам 2008 года», — подтверждает научный руководитель Центра социальных исследований и инноваций Евгений Гонтмахер. В общих чертах представления экспертного сообщества об экономическом развитии страны будут сформулированы к концу 2006 года.