• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Конец налогового террора Чиновники и предприниматели договорились о налоговом администрировании

Ведомости. 2006. № 97. 31 мая

...Эта мера позволила налоговикам сознательно дробить большие штрафы, чтобы обойтись без суда, лишая компании права на защиту, рассказывает участвовавший в совещании президент РСПП Александр Шохин...

Налоговые штрафы снова можно будет обжаловать в суде, а перечень документов, которые могут затребовать у компаний налоговики, будет перечислен в Налоговом кодексе. Об этом вчера договорились чиновники, депутаты и предприниматели на совещаниях в Минфине и Кремле.

Приказ Путина избавить бизнес от "налогового террора" правительство и депутаты пытаются исполнить с весны 2005 г. В октябре Дума приняла в первом чтении пакет поправок о налоговом администрировании, которые должны защитить предпринимателей от произвола фискалов. Правда, ко второму чтению депутаты предложили почти 1000 поправок. Предлагалось, в частности, сформулировать презумпцию добросовестности налогоплательщика, наказывать нерадивого инспектора рублем, закрепить за компанией право не выполнять незаконное требование налоговой инспекции. А РСПП предложил свести камеральную проверку исключительно к контролю правильности заполнения декларации и запретить использовать термин "недобросовестность". Чиновники не согласились, и дискуссия по всем этим вопросам завела Думу в тупик.
Но во вчерашнем Бюджетном послании Владимир Путин заявил, что поправки должны быть приняты в июле. В тот же день чиновники и депутаты бросились исполнять наказ. По сведениям "Ведомостей", вчера поправки в Налоговый кодекс обсуждались сначала на совещании у министра финансов Алексея Кудрина, а затем у главы президентской администрации Сергея Собянина.
Главная новость: участники второго совещания решили отменить введенное с 1 января по настоянию председателя Высшего арбитражного суда Антона Иванова внесудебное взыскание налоговых штрафов меньше 50 000 руб. Эта мера позволила налоговикам сознательно дробить большие штрафы, чтобы обойтись без суда, лишая компании права на защиту, рассказывает участвовавший в совещании президент РСПП Александр Шохин. Но чтобы не перегружать суды, договорились ввести процедуру досудебного урегулирования, рассказывает другой очевидец: решение налоговиков можно будет обжаловать в вышестоящем органе (на время разбирательства исполнение решения приостанавливается), а уже в случае несогласия с ним - идти в суд. Другие трое участников обсуждения подтвердили "Ведомостям" эти договоренности.
Участники совещания договорились, что при камеральной проверке налогоплательщику будет достаточно сдать декларацию и документы, которые он сам считает нужным приложить к ней. Выездная проверка должна будет продолжаться не больше двух месяцев. А если у предприятия есть обособленные подразделения или филиалы - три месяца. Приостанавливать выездную проверку можно будет на девять месяцев - и только на основании перечисленных в законе причин. А если повторная проверка проводится в порядке контроля за нижестоящим налоговым органом, налогоплательщику не должны начисляться штрафы за нарушения, которые налоговики не нашли при первой проверке.
А вот про "добросовестность" и вчера договориться не удалось. "Этому понятию не место в Налоговом кодексе", - говорит Шохин. Налоговый менеджер крупного промышленного холдинга говорит, что налоговики нередко отказывают в возмещении НДС со ссылкой на то, что компания должна была знать о недобросовестности своего поставщика, не уплатившего НДС. Чиновники возражали, и было решено проконсультироваться с председателями Конституционного и Высшего арбитражного судов (ВАС).
Не исключено, что суды поддержат отказ от двусмысленного термина. "Несложно изъять из оборота понятие, которое не закреплено в законодательстве", - сказал "Ведомостям" судья Конституционного суда Гадис Гаджиев. КС уже год не оперирует этим понятием, а сам термин применяет исключительно к уплате налогов через проблемные банки.Председатель ВАС Антон Иванов также отрицательно относится к использованию понятия "добросовестность" в налоговых отношениях. Более правильным он считает применять термин "деловая цель": не имеющие ее сделки могут признаваться недействительными. Недобросовестность - это следствие отсутствия у сделки деловой цели, соглашается Гаджиев.
Согласованные вчера поправки налоговый подкомитет собирается рассмотреть 6 июня и они могут вступить в силу с 1 января 2007 г., говорит Михаил Орлов, руководитель экспертного совета при бюджетном комитете Госдумы.