• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Металл за I квартал На рынке СЗФО в сфере металлопродукции и машиностроения идут поглощения и слияния, которые сократят число игроков

Экономика и время (Санкт-Петербург). 2006. № 19. 29 мая

...Александр Ходачек, директор Петербургского филиала ГУ-ВШЭ:
- Необходимо, чтобы компании различной направленности - поставщики, смежники, производители - вступали в межотраслевую интеграцию, своеобразный холдинг, где каждый является независимой юридической единицей, а выполнение заказов распределяется по всем компаниям такого объединения. При этом нужно совместно с администрацией разрабатывать программы, искать у государства поддержки в сфере подготовки кадров, лоббирования интересов на уровне правительства. Тогда можно будет говорить о возрождении промышленности.

Металлотрейдинг, металлообработка и машиностроение - отрасли, которые развиваются синхронно; точно так же они подвержены общим тенденциям, которые сегодня заключаются в укрупнении предприятий, внутреннем реформировании и расширении спектра услуг для клиентов
Черная, цветная металлургия
Сегодня компании этой подотрасли отказываются от еще недавно традиционной складской торговли и активно осваивают сервисные услуги, например обработку металла: такую необходимость диктует рынок, который сегодня переживает период реформирования.
Основной причиной является сезонная неравномерность потребления металла: зимой наблюдается дефицит заказов, а летом, наоборот, аврал, поэтому металлотрейдеры теперь в основном работают по документально оформленным квартальным соглашениям с производителем. Это удобно для потребителя, который платит дополнительные деньги за услуги, - забота о снабжении и перевозке перекладывается на трейдера, но отрицательно сказывается на экономических показателях.
Активность мелких и средних компаний снижается, крупные за счет этого укрепляются, вытесняют независимых торговцев, развивают сети, открывают филиалы, приобретают региональные компании.
Основные проблемы подотрасли связаны с ограниченностью сортамента, контрафактом, логистикой, которую каждая компания налаживает самостоятельно, подстраиваясь под клиента.
Подтверждаются ожидания, что иностранные инвесторы будут покупать российские торговые сети только после того, как приобретут металлургические активы в России.
С осени 2005 года наблюдался рост спроса на черные металлы, цены понижались. Вместе с этим наблюдалось и снижение маржи в торговле, но объем продаж не сократился. Весной закупочные цены на лом черных металлов, по традиции, снизились, так как к лету у потребителей накапливаются большие запасы.
Металлоторговля
Основной тенденцией для этого сегмента рынка в начальном периоде 2006 года стало повсеместное развитие сетей металлотрейдеров, как и прогнозировали ранее эксперты.
На рынке СЗФО действуют 2,5 тыс. участников, при этом доля самого крупного игрока не превышает 6%, что говорит об отсутствии монополиста и здоровой рыночной среде. Но эта ситуация меняется уже сейчас: доли рынка распределяются между крупными предприятиями, которые поглощают мелкие и средние.
По мнению экспертов, это естественный процесс: еще в начале года наметилась тенденция замедления роста рынка, и только крупные компании смогут удержать позиции. Обостряют конкуренцию и западные компании, которые приходят на рынок, прежде всего в крупные города, и позиционируют себя как компании, оказывающие широкий спектр услуг.
Выдержать соперничество с ними сумеют только крупные российские предприятия. Одним из know how расширения влияния на рынке, который российские металлотрейдеры переняли у западных компаний, является расширение сортамента за счет географии производителей.
К концу 2006-го эксперты прогнозируют сокращение числа металлоторговцев в СЗФО в пять раз.
Машиностроение: спецтехника, автопром
"Гражданский" автомобильный рынок активно растет и в производстве, и в сфере продаж, и в основном это иномарки, в том числе собранные на территории СЗФО. Отечественные автомобили покупают меньше. Эксперты связывают укрепление данного сегмента рынка с развитием системы кредитования и прогнозируют его дальнейший рост.
В нынешнем году только на рынке Петербурга и Ленобласти ожидается появление крупных мировых автоконцернов.
Строители по-прежнему закупают технику за рубежом или пользуются лизингом: отечественный парк кранов перестал их интересовать еще несколько лет назад. В сфере производства сельхозтехники также продолжают происходить изменения, связанные с объединением предприятий, что в качестве спасения отрасли предложило Правительство РФ.
По различным данным, доля убыточных предприятий этого сегмента превышает 40%, велики долги перед бюджетом. Сельхозпроизводители предпочитают покупать импортную технику second-hand. Эксперты считают эффективным шагом сосредоточение производства сельхозтехники у ограниченного числа крупных финансово устойчивых предприятий. Поскольку запущена программа "Развитие АПК", машины сельхозпроизводителям понадобятся.

Итоги деятельности петербургской промышленности в I квартале 2006 года в % к соответствующему периоду 2005 года
Индекс промышленного производства
по крупным и средним предприятиям 113,1%
Металлургическое пр-во и пр-во готовых
металлических изделий 120,7%
Производство электрооборудования, электронного
и оптического оборудования 106,9%
Металлургическое производство
стальных труб увеличение в 2,3 раза
Производство машин и оборудования
паровых турбин увеличение в 7,8 раза
лифтов увеличение в 6,2 раза
промышленной трубопроводной арматуры увеличение в 3,6 раза
Производство автомобилей,
прицепов и полуприцепов
автобусов увеличение на 21,6%
машин для городского коммунального хозяйства увеличение на 19,0%

Мнения экспертов
Владимир Бланк, председатель КЭРППиТ:
- Представители комитета ведут переговоры с крупными инвесторами, которые обладают значительным объемом средств. Существенный рост экономики города возможен только в том случае, если она получит не менее 1,5 млрд долларов иностранных инвестиций.
Также необходимо развивать систему субконтрактинга, потому что сегодня это единственный способ подготовить наши промышленные предприятия к приходу западных компаний, желающих разместить в городе свои заказы на поставки комплектующих изделий.
Александр Ходачек, директор Петербургского филиала ГУ-ВШЭ:
- Необходимо, чтобы компании различной направленности - поставщики, смежники, производители - вступали в межотраслевую интеграцию, своеобразный холдинг, где каждый является независимой юридической единицей, а выполнение заказов распределяется по всем компаниям такого объединения. При этом нужно совместно с администрацией разрабатывать программы, искать у государства поддержки в сфере подготовки кадров, лоббирования интересов на уровне правительства. Тогда можно будет говорить о возрождении промышленности.