• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Газпром" поможет протянуть трубу из Ирана в Индию. Станут ли после этого капризные европейцы сговорчивее?

Газета. 2006. № 103. 19 июня

Евгений Ясин / научный руководитель Высшей школы экономики
Александр Шохин / президент РСПП

Евгений Ясин / научный руководитель Высшей школы экономики:
"Я не вполне убежден в том, что этот проект в интересах России. Хотя в проекте помимо Ирана и Китая и Индия участвует, но с геополитической точки зрения это опасная затея. Может быть, она и неизбежная, и нам лучше участвовать, чем отказываться. Однако, учитывая то, что газопровод проходит не по нашей территории, а идет через страны, не обладающие подходящей репутацией, все это довольно сомнительно с точки зрения геополитических интересов России.
Понятно, что в международных отношениях контроль над коммуникациями в значительной степени влияет на экономику. Но наша игра на стороне восточных стран против Европы у меня вызывает настороженность".
Александр Шохин / президент РСПП:
"Надо иметь в виду, что европейцы поставили задачу выработки новой энергетической стратегии, в рамках которой диверсификация источников снабжения газом - одна из ключевых тем. И в этой связи рассматриваются другие маршруты (скажем, Алжир, Ливия и т.д.), возможность использования природного сжиженного газа, в том числе из Катара и других стран Персидского залива.
Кроме того, европейцы гораздо более сдержанно выступают по отношению к иранскому режиму и пытаются, как и Россия, искать дипломатические варианты урегулирования. Стало быть, они рассматривают вариант использования иранского газа в качестве возможной альтернативы. Поэтому нельзя видеть в этом проекте попытку прижать европейцев. Речь прежде всего идет о возможности доступа российского газового гиганта на рынки европейских стран, и в частности к распределительным сетям. Альтернатива - долгосрочные контракты на поставки газа и смягчение позиций к доступу к транзитным российским сетям стран-экспортеров, которые находятся по другую сторону России от Европы.
В любом случае такие альтернативы европейцам надо будет искать и заключать долгосрочные контракты, а также не выступать жестко против коммерческих сделок по обмену активами, как это было поначалу в правительстве Великобритании по отношению к газовой компании Centrica. Британский премьер смягчил свою позицию по этому проекту, но тем не менее пока трудно говорить о том, что решен вопрос по долгосрочным контрактам и доступу к распределительным сетям как гарантия долгосрочных поставок российского газа.
Я бы не рассматривал как давление на Европу ни обещание России о строительстве двух веток газопровода, данное президентом Путиным в марте в Китае, ни шосовские дискуссии, связанные с газовыми проектами. На мой взгляд, это самостоятельные сюжеты, которые имеют и свои геополитические подтексты".

* Публикация дана в сокращении