• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Все или ничего! Налоговые договоренности бизнеса и власти сорваны

Газета. 2006. № 107. 23 июня

...Несмотря на то что депутаты и присутствовавший на заседании комитета замминистра финансов Сергей Шаталов уверяли, что поправки находятся в "высокой степени согласованности", специально приехавший на обсуждение законопроекта президент РСПП Александр Шохин обвинил собравшихся в срыве ранее достигнутых договоренностей. "Чем принимать наихудший вариант законопроекта (одобренные вчера поправки. - "Газета"), лучше вообще ничего не принимать", - заявил он. Предпринимателям не понравилось практически все, что касается налоговых проверок, упорядочения которых они добивались...

Вчера бюджетный комитет Госдумы должен был завершить подготовку ко второму чтению, которое намечено на 30 июня, правительственного законопроекта о реформе налогового администрирования. Казалось, большинство разногласий по поправкам удалось снять еще на прошлой неделе в ходе совещаний сначала в правительстве - у вице-премьера Александра Жукова, а потом в Кремле - у главы президентской администрации Сергея Собянина. Однако вчера выяснилось, что это совсем не так.

Цена согласия
Несмотря на то что депутаты и присутствовавший на заседании комитета замминистра финансов Сергей Шаталов уверяли, что поправки находятся в "высокой степени согласованности", специально приехавший на обсуждение законопроекта президент РСПП Александр Шохин обвинил собравшихся в срыве ранее достигнутых договоренностей. "Чем принимать наихудший вариант законопроекта (одобренные вчера поправки. - "Газета"), лучше вообще ничего не принимать", - заявил он. Предпринимателям не понравилось практически все, что касается налоговых проверок, упорядочения которых они добивались. В законопроекте появилась фраза о том, что камеральная налоговая проверка проводится не только на основе документов, представленных налогоплательщиком, но и на основании "других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа".
"Анонимное письмо конкурента в налоговую инспекцию тоже будет считаться таким документом?" - недоумевал Александр Шохин. В ответ один из авторов поправок, зампред бюджетного комитета Андрей Макаров, заявил, что с бизнесом была договоренность о том, что перечень документов, которые налоговые органы смогут требовать у налогоплательщика, будет исчерпывающим, тогда как закрывать перечень документов, которыми могут пользоваться сами налоговики, никто не собирался.
С выездными проверками получилось еще хуже. Еще на прошлой неделе депутаты по итогам состоявшихся совещаний (см. "Газету" от 13 июня) собирались установить, что впредь выездные проверки будут длиться максимум два месяца (плюс месяц на проверку обособленных подразделений), но могут в ряде определенных законом случаев приостанавливаться (максимум на 9 месяцев при необходимости получить ответ на международный запрос).
Вчера одобрен другой сценарий: "Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев". При этом определять основания и порядок продления проверок согласно документу будет Федеральная налоговая служба (ФНС). Одновременно налоговикам разрешается приостанавливать проверки. Как и было решено ранее, максимум на 9 месяцев. Итого от начала проверки до конца может пройти 15 месяцев. Такая же цифра фигурировала, кстати, и в первоначальном тексте правительственного законопроекта. Кроме того, число выездных проверок впредь может стать для некоторых налогоплательщиков вообще неограниченным. Предполагалось, что налоговики получат право проводить в отношении одного налогоплательщика не более двух проверок в год. Депутаты предложили при наличии санкции лично главы ФНС по необходимости увеличивать число проверок хоть до бесконечности.

Встречное движение
Вчера предприниматели во главе с Александром Шохиным пытались обвинить депутатов в том, что их фактически предали. Однако такому поведению парламентариев есть объяснение. На последнем совещании в Кремле в качестве одного из условий прохождения законопроекта в Госдуме было названо наличие визы главы ФНС Анатолия Сердюкова на всех поправках, имеющих отношение к налоговым проверкам.
В распоряжении "Газеты" оказался вариант поправок, завизированных главным налоговиком. Многое из того, что так не понравилось Шохину, в них присутствует. Впрочем, заметим, что депутаты все-таки пока не стали переписывать их дословно. Иначе бы удивление предпринимателей было еще более сильным.
В частности, это относится к порядку проведения так называемых встречных проверок. Депутаты продолжают настаивать на том, что такие проверки должны быть исключительно вспомогательным инструментом налогового контроля и как таковыми полноценными проверками не являться. ФНС же хочет приравнять встречные проверки по статусу к камеральным и выездным.
В версии депутатов, которую они вчера, впрочем, так и не рискнули обсуждать (следующее заседание бюджетного комитета состоится завтра), в рамках встречной проверки налоговики могут истребовать у контрагента налогоплательщика (в отношении которого идет камеральная или выездная проверка) документы, касающиеся его отношений с проверяемым.
У ФНС другой подход: "налоговый орган вправе истребовать у иных лиц информацию (документы, пояснения), относящиеся к деятельности проверяемого лица". То есть такими "лицами" могут стать шоферы, горничные, да кто угодно. Такая вот оперативно-розыскная деятельность, заниматься которой налоговики, кстати, пока не вправе.
При этом они предлагают трактовать "отказ лица от представления запрашиваемых при проведении встречной проверки документов или непредставление их в установленные сроки" как "налоговое правонарушение" - с вытекающей отсюда ответственностью.