• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Льгота для стукачей

Ведомости. 2006. № 113. 23 июня

...Для крупных компаний штрафы будут выражаться в астрономических суммах, соглашается президент РСПП Александр Шохин. Это приведет к тому, что либо ФАС будет чересчур осторожно выносить решения по таким компаниям, т. е. отклоняться от требований закона о защите конкуренции, либо штрафы станут наносить серьезный ущерб компаниям, говорит Шохин. Он предлагает дифференцировать штрафы в зависимости от величины компании. Но в принципе оборотные штрафы - "вещь полезная, потому что МРОТы никого не останавливают", говорит Шохин...

За нарушение антимонопольного законодательства компаниям придется заплатить 0,5-4% годовой выручки. Но участники картельных сговоров, которые "настучат" на партнеров, от штрафов освобождаются. Правительство одобрило и скоро внесет в Госдуму законопроект с этими нормами.

Скоро Госдума рассмотрит во втором чтении новый закон о защите конкуренции. Он ужесточает понятие доминирующей компании. Если сейчас монополистом считается тот, кто контролирует более 65% рынка, то по вступлении в силу этого законопроекта объектом внимания Федеральной антимонопольной службы (ФАС) будут компании, контролирующие втроем больше 50% рынка или впятером - больше 70%. При этом доля одной из этих компаний не должна быть меньше 8%, доли рынка должны оставаться неизменными в течение долгого времени, доступ конкурентов на него - ограниченным, у товара не должно быть заменителей, а рост цены - не приводить к снижению спроса.
Вместе с законом ФАС разработала поправки в Кодекс об административных нарушениях, которые устанавливают большие штрафы за нарушение антимонопольного законодательства. Вчера правительство их наконец рассмотрело и решило направить в Думу. Согласно поправкам за злоупотребление доминирующим положением компания заплатит от 0,5% до 2% выручки, за заключение картельного соглашения или согласованные действия - от 1% до 4% выручки, а за недобросовестную конкуренцию - 1000-5000 МРОТ, т. е. до 500 000 руб. Сейчас 500 000 руб. - это максимум, который может заплатить компания в виде антимонопольного штрафа. Но наказания можно будет избежать совсем, если участник картельного соглашения добровольно придет в ФАС и расскажет о нем.
Вопрос был рассмотрен быстро и без дискуссий, рассказывает чиновник ФАС. Премьер Михаил Фрадков только спросил, есть ли замечания у Минюста. Министерству показалось недопустимым, что наказание за административное нарушение оказывается более жестким, чем санкции, прописанные в Уголовном кодексе. Но Минюст готов исправить это ко второму чтению поправок в Госдуме, а ФАС уже сейчас готовит новую редакцию ст. 178 УК, устанавливающую наказание за ограничение конкуренции.
Хотя у самого правительства были существенные замечания к поправкам. Чиновники аппарата правительства в экспертном заключении пишут, что брать штрафы от всей выручки компании не очень справедливо, ведь нарушение может относиться к одному виду деятельности или производству одного вида продукции. По их мнению, нужно предусмотреть не только оборотные штрафы, но и штрафы в размере незаконно полученной прибыли или причиненных убытков. А то получится, что "Газпром", у которого выручка в 2005 г. превысила 1, 4 трлн руб., за участие в картеле может лишиться 60 млрд руб., а за злоупотребление монопольным положением - 30 млрд руб., говорится в заключении. Согласно поправкам накладывать штрафы уполномочена ФАС, а по мнению чиновников правительства, такие решения должны приниматься в суде и за "стукачество" нужно не полностью освобождать от наказания, а лишь снижать штрафы.
Сейчас получается, что если какая-то АЗС, например "Лукойла", уличена в сговоре, то штраф будет взиматься с оборота всей нефтяной компании, отмечает юрист компании "Юков, Хренов и партнеры" Евгений Суворов: "Это несерьезно и несправедливо". Размеры санкций должны соответствовать размеру нарушений, уверен Суворов. Для крупных компаний штрафы будут выражаться в астрономических суммах, соглашается президент РСПП Александр Шохин. Это приведет к тому, что либо ФАС будет чересчур осторожно выносить решения по таким компаниям, т. е. отклоняться от требований закона о защите конкуренции, либо штрафы станут наносить серьезный ущерб компаниям, говорит Шохин. Он предлагает дифференцировать штрафы в зависимости от величины компании. Но в принципе оборотные штрафы - "вещь полезная, потому что МРОТы никого не останавливают", говорит Шохин. Компании просто закладывают их в расходы, соглашается старший юрист CMS Cameron McKenna Евгений Воеводин. Демонополизация рынков - в любом случае большой конфликт и без высоких штрафов антимонопольный контроль не будет эффективен, добавляет Воеводин. Нравится ему и норма, которая освобождает от наказания добровольцев: она поможет ФАС в раскрытии сговоров. Но Суворов полагает, что компании не пойдут "закладывать" друг друга: потом им будет трудно работать вместе.