• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ВВП в заложниках

BusinessWeek Россия. 2006. № 24. 26 июня

..."Все эти организационные перетряски не способны решить задачу ускорения экономического роста в стране, - заявил "BusinessWeek Россия" научный руководитель Высшей школы экономики, бывший министр экономики Евгений Ясин. - Только в том случае, когда наступает кризис и персональные перемены означают перемену политики, это может что-то дать...
...Президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин считает, что нынешние разговоры о возможной реорганизации кабинета министров могут позитивно отразиться на экономике страны...

Хотя еще никаких официальных заявлений о реорганизации правительства не прозвучало, в коридорах министерств уже обсуждают грядущие кадровые перестановки

Тревожное ожидание - именно в этом состоянии находятся сотрудники почти всех российских министерств.
"С весны ходят слухи о реорганизации, но никакой конкретной информации нам не дают, - говорит сотрудник одного из ведомств. - Сейчас идут разговоры о том, что ясность появится после июльского саммита глав "восьмерки" в Санкт-Петербурге. До этого решено никакого не трогать, чтобы не портить имидж страны накануне встречи". Но после саммита в правительстве могут начаться большие изменения.
"Мы все ждем, что уже в августе нам выдадут "горчичники" (уведомления об увольнении в связи с реорганизацией или ликвидацией министерства. - "BusinessWeek Россия"). Некоторые предложений о работе в новом ведомстве после этого не получат. Так было в ходе прошлой реорганизации кабинета министров, в 2004 году. Кто именно окажется за бортом, мы не знаем", - рассказывает собеседник "BusinessWeek Россия".
Эти переживания вряд ли можно считать беспочвенными. Никто из экспертов не сомневается, что рано или поздно нынешнее правительство подвергнется серьезной перестройке и многие руководители потеряют свои кресла. Выборы парламента в конце 2007 года и президента в начале 2008-го - вот что будет мотивацией перемен. Но что изменится в экономической политике кабинета министров после всех этих, как любил говорить президент Борис Ельцин, "рокировочек"? Чего ожидать бизнесу: дальнейшего закручивания гаек или прекращения "налогового терроризма"? Все будет зависеть от того, кого Владимир Путин выберет в качестве своего преемника, и от той тактики, которой будет придерживаться Кремль при продвижении своего кандидата.

Слияния и поглощения
Пока никто из официальных лиц в правительстве или администрации президента публично не признал факт готовящихся изменений. Лишь премьер-министр Михаил Фрадков на одном из заседаний кабинета предложил главе Минпромэнерго Виктору Христенко высказаться на счет идеи выделения из Минэкономразвития Министерства торговли. Христенко отказался, и разговора не получилось. Тем не менее какая-то информация все-таки просочилась наружу.
Главными претендентами на реорганизацию считают уже упомянутые Министерство промышленности и энергетики и Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ). Из первого в отдельное министерство предполагается выделить энергетический блок, в него также вольется Федеральное агентство по энергетике (Росэнерго). От МЭРТа, как уже отмечалось, может отпочковаться Министерство торговли. Промышленные департаменты ведомства Виктора Христенко будут присоединены или к остаткам Минэкономразвития, или к Минторгу. В последнем случае туда же будут отданы и те департаменты МЭРТ, которые занимаются реальным сектором экономики. В результате могут появиться либо Министерство экономического развития и промышленности, либо Министерство промышленности и торговли.
Также изменения могут коснуться Министерства здравоохранения и социального развития. В последнее время все чаще раздаются голоса тех, кто считает, что объединение медицины и "социалки" в одно суперведомство себя не оправдало. В частности, об этом говорил член Общественной палаты доктор Леонид Рошаль. Он же озвучил предложение о ликвидации Минздравсоцразвития и создания Минздрава и Министерства труда.
Что касается Минфина, то его могут лишить контроля над Федеральной налоговой службой, переподчинив ее непосредственно председателю правительства. По неофициальной информации, идея О слиянии Минфина и МЭРТ поддержки в Кремле не нашла.Совершенно неясна судьба Министерства регионального развития и Госстроя. Оба этих ведомства отвечают за реализацию национального проекта "Доступное жилье", но пока их работа подвергается критике, в том числе, что примечательно, со стороны партии власти - "Единой России". Остальные министерства, скорее всего, переживут новую перетряску без серьезных изменений.

Назад, в будущее
Одним из главных результатов перестановок в кабинете министров может стать изменение баланса сил в пользу главы правительства. В начале 2004 года, после отставки кабинета Михаила Касьянова и последовавшей реорганизации, министры получили большую самостоятельность, а премьер стал во многом номинальной фигурой. Сейчас все могут отыграть обратно и вернуться к формуле "сильный премьер - слабые министры". Это было бы абсолютно логичным, если предположить, что должность главы правительства станет стартовой площадкой для будущего кремлевского кандидата в президенты. Преемник не может быть слабым, никто не должен усомниться в том, кто в доме хозяин. Сильный премьер обязан иметь и сильных заместителей, поэтому роль вице-премьеров и их число, скорее всего, вырастет. Впрочем, представить себе, что преемником Путина может стать человек по имени Михаил Ефимович Фрадков, может лишь человек с очень богатым воображением.
Все, о чем говорят сегодня, - это возврат к модели конца 90-х - начала 2000-х. Владимир Путин стал преемником Бориса Ельцина именно в таких условиях. Позже он ослабил влияние премьера, а теперь для реализации привычной схемы может все вернуть. Но это лишь один сценарий развития событий, если премьером станет кто-то более "избирабельный", чем Фрадков.
Есть варианты. Например, ранний старт. Преемника называют до конца текущего года с тем, чтобы он смог проявить себя. Он получает должность премьера и карт-бланш в области экономической политики. В этом случае кабинет министров могут ожидать совершенно непрогнозируемые изменения, особенно по кадровому составу.
Еще один сценарий - тянуть до последнего. Имя преемника остается загадкой еще долго, он выходит на сцену за несколько месяцев до выборов. Нынешнее правительство продолжает работать, и задачи ему по-прежнему ставит Владимир Путин. Преемник, став премьером, поблагодарит предшественников и объявит о новом экономическом курсе.
Третий вариант - борьба кандидатов. В правительстве будет сформирована группа потенциальных преемников. К нынешним "общепризнанным" кандидатам - вице-премьерам Дмитрию Медведеву и Сергею Иванову - добавят еще парочку претендентов, которые получат должности не ниже министра. Все кандидаты должны будут проявить себя, после чего из них выберут самого достойного.
Какой сценарий будет выбран, сказать сложно. Проблема, по мнению экспертов, в том, что пока правящая группа не определилась с преемником. И это вполне объяснимо: новый президент должен быть абсолютно лоялен к нынешним руководителям государства, в то же время он не может быть абсолютной пустышкой, ведь ему предстоит провести избирательную кампанию и доказать людям, что он достоин своего предшественника. Но сильный преемник, став главой государства, может порвать старые связи и избавиться от тех, кто его продвигал. В общем, классическая проблема выбора.

Экономика может не беспокоиться
Упомянутые сценарии и муки выбора, на первый взгляд, никакого отношения к экономике не имеют. Большинство экспертов считают, что от перестановки в ведомствах в экономической политике государства ничего не изменится.
"Все эти организационные перетряски не способны решить задачу ускорения экономического роста в стране, - заявил "BusinessWeek Россия" научный руководитель Высшей школы экономики, бывший министр экономики Евгений Ясин. - Только в том случае, когда наступает кризис и персональные перемены означают перемену политики, это может что-то дать. Так это было в 1991 году, когда Ельцин призвал Гайдара с его командой и они через два-три месяца провели решающие реформы. А сейчас это делается с другой целью. Главное - обеспечить плавное течение выборов тех людей, которые нужны для правящей группировки. Все, что объясняют насчет национальных проектов и прочего, - это гарнир к процессу передачи власти".
Очень многие эксперты в стране, наверное, согласятся с мнением Евгения Ясина, но все же оно верно лишь отчасти. "Конечно, пока игра с министерствами во многом косметическая вещь. Хотя настройка того, что есть, в общем-то не совсем бесполезна", - полагает глава "Деловой России" Борис Титов. По его мнению, разделение суперведомств вполне оправданно. В то же время, несмотря на пессимизм экспертов, изменения в экономической политике неизбежны.

Триллион для преемника
Президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин считает, что нынешние разговоры о возможной реорганизации кабинета министров могут позитивно отразиться на экономике страны. "Слухи о возможных перестановках в правительстве, как правило, вызывают двоякую реакцию у министров: либо они впадают в апатию, либо максимально мобилизуются. Сегодняшние слухи, скорее всего, мобилизуют чиновников и заставят их более активно и эффективно работать. Впрочем, и апатия тоже не так плоха, поскольку ведет к уменьшению влияния государства на экономику, и у бизнеса появляется больше свободы", - сказал он "BusinessWeek Россия".
Проблема только в одном: все сегодня крутится вокруг увеличения госинвестиций. Задачи, поставленные президентом, требуют отхода от политики финансовой стабилизации, которую проводит правительство на протяжении последних лет. Все, о чем сегодня идет речь, - и нацпроекты, и демография, и появившаяся недавно задача технологической модернизации экономики - требует от государства значительных финансовых затрат. И уже сейчас известно, что Минфин сверстал бюджет на будущий год с дефицитом в 170, 4 млрд. рублей. Главный рост расходов наблюдается в социальной сфере, но и экономике перепадет немало.
Энергетика, сельское хозяйство, жилищное строительство, ВПК, венчурный фонд, технопарки и ОЭЗ, проект регионального самолета RPJ - вот неполный перечень клиентов госказны. Нефтедоллары, несмотря на сопротивление главы Минфина Алексея Кудрина, все обильнее текут в экономику, и в предвыборный год эта река станет поистине полноводной.
По словам Кудрина, расходы, направляемые на инвестиции и федеральные целевые программы из бюджета, включая инвестиционный фонд, составят в 2007 году 689, 1 млрд. рублей. Но эта цифра не учитывает гособоронзаказ и тому подобные расходы, "сидящие" внутри неинвестиционных статей. По предварительным оценкам, в экономику в будущем году может быть вложено не менее триллиона бюджетных инвестиций.
Но одними деньгами дело не ограничится. Скорее всего, до конца текущего года будут приняты решения о снижении отдельных видов налогов - НДС и/или ЕСН. Кроме того, в налог на прибыль может быть возвращена инвестиционная льгота. Господдержка экспортерам также будет увеличена. Помимо этого, возможно, положительно решится вопрос о создании государственного Банка развития, который может стать крупнейшим кредитором в стране. Дефицит же бюджета может быть закрыт за счет уменьшения отчисления средств в Стабфонд, размер которого на конец 2007 года грозит перешагнуть планку в 4 трлн.рублей.
Конечно, этот "золотой дождь" трудно назвать сменой курса и новой экономической политикой: стратегии как не было, так и нет, многие действия и идеи выглядят спонтанными и плохо продуманными. Вряд ли стоит ожидать и того, что все бюджетные деньги дойдут до адресата: часть средств растворится во множестве широких карманов. Хотя и это тоже на пользу: чем больше денег у населения, тем больше и торговый оборот, и ВВП. Но все же ВВП вряд ли подскочит в 2007 году. Полпроцента-процент госвливания могут дать. Хотя нельзя не признать, что даже небольшие подвижки уже большой плюс и надежда на будущие глобальные изменения после выбора нового президента. Но не более того.
Правда, все эти финансовые вливания могут пойти прахом, если налоговикам дадут задание залатать дыру в бюджете за счет взимания недоимок и прочих силовых действий. Это принесет локальный успех, но может вызвать очередную волну падения инвестиционной активности. Так уже было в 2004 году, в разгар "дела ЮКОСа". Не стоит ожидать ослабления активности правоохранительных органов: перед выборами громкие дела против "нечистых на руку" бизнесменов не помешают. Хотя крупный лояльный бизнес получит свои деньги из госбюджета и поможет поддержать экономический рост, пусть на те самые полпроцента.
Связаны ли все эти действия со структурой и кадровым составом правительства? Безусловно. Кабинет министров в его нынешнем виде не сможет не то что эффективно использовать, но даже освоить золотой триллион, суперведомства неповоротливы, министры не справляются с огромными потоками информации. К тому же они, с их большими полномочиями, зачастую не могут найти общего языка и месяцами согласовывают документы, и премьер ситуацию изменить не в состоянии. Так что очередной перестройки правительства не избежать. Всех интригуют персоналии. И здесь может быть масса сюрпризов.

"Рокировочки"
Приведем лишь самые экзотические из тех слухов, которые просачиваются из властных коридоров. Руководители крупнейших госкомпаний - "Роснефти" и "Газпрома" - Сергей Богданчиков и Алексей Миллер могут оказаться на работе в правительстве. Должности, соответственно, министр энергетики и вице-премьер по экономике. Их нынешние места могут занять или кремлевские чиновники, или иностранные политики. Так, например, даже ходят слухи о том, что "Газпром" возглавит Герхард Шредер. Правда, это совсем уж откровенная экзотика.
Должность в правительстве может быть предложена и Анатолию Чубайсу. Вместо него в РАО ЕЭС, говорят, может прийти кто-то из топ-менеджеров "Газпрома". Есть кандидаты и на место Германа Грефа. Например, его бывший заместитель - ныне глава экспертного управления администрации президента Аркадий Дворкович.
В министры торговли прочат самого Михаила Фрадкова, который освободит кресло премьера для преемника.
Еще раз подчеркнем: все это только слухи. Решать, как обычно, будет, конечно, президент. Нам же остается лишь ждать.
"После 2008 года у вас будет новый президент, и мы пытаемся разобраться, насколько велика вероятность преемственности политического курса, - сказал "BusinessWeek Россия" Морис Кренер, руководитель группы, отвечающей за суверенные рейтинги в агентстве Standard & Poor's. - Мы пытаемся, насколько возможно, предвидеть будущие политические изменения".
Все пытаются, но пока из этого мало что выходит.

[Графические материалы:
Неамбициозные прогнозы. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации до 2009 года
Материал доступен в бумажной версии издания]