• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Где налоговая собака зарыта? Все налоговые проверки заканчиваются доначислениями в бюджет

Россiя. 2006. № 24. 6 июля

...Во всяком случае, какой-нибудь месяц спустя президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин в одном из интервью так объяснял положение вещей: "Тему налогового администрирования мы уже обсуждаем достаточно давно. Законопроект, принятый в первом чтении, казалось бы, должен был отразить компромисс, достигнутый к весне прошлого (2005-го. - Ред. ) года. Но он не удовлетворяет никого...

Редкий предприниматель не помнит знаменитую фразу президента Путина из его прошлогоднего Послания к Федеральному собранию РФ: "Налоговые органы не вправе "терроризировать" бизнес, многократно возвращаясь к одним и тем же проблемам". Могло показаться, что еще несколько месяцев - и экономика получит мощный стимул в результате этого недвусмысленного указания. Прошло чуть больше полугода, и статс-секретарь, заместитель министра финансов Сергей Шаталин, на московской конференции "Взгляд на бизнес в России до 2010 года" , где обсуждались ключевые стратегические вопросы развития предпринимательства, уверенно заявил: "Если говорить о налоговой реформе, которая проводилась в России в последние годы, то она сегодня уже близка к завершению. Многие решения уже приняты и реализованы, осталось не так много". И обозначил основные приоритеты и цели этой реформы: создание справедливой налоговой системы, которая была бы значительно проще, чем исходная, сокращение налоговой нагрузки, гармонизация с налоговыми системами других государств и сокращение возможностей уклонения от налогообложения.
Далее в выступлении статс-секретаря перечислялось множество полезных нововведений, осуществленных в ходе реализации реформы. Но лишь три слова - во всяком случае, в подготовленном для публикации тексте - были о том, что, собственно, и имел в виду глава государства. То была скромная фраза: "Улучшилось налоговое администрирование".
Видимо, улучшение это происходило довольно своеобразно. Во всяком случае, какой-нибудь месяц спустя президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин в одном из интервью так объяснял положение вещей: "Тему налогового администрирования мы уже обсуждаем достаточно давно. Законопроект, принятый в первом чтении, казалось бы, должен был отразить компромисс, достигнутый к весне прошлого (2005-го. - Ред. ) года. Но он не удовлетворяет никого. Налоговые органы - потому, что им кажется, что не защищены их права; налогоплательщиков - поскольку им кажется, что их права ущемлены даже в большей степени, нежели в действующем законодательстве. И в связи с этим начался процесс доработки этого закона ко второму чтению. Во втором чтении депутатами будет рассматриваться законопроект о внесении изменений в часть первую Налогового кодекса РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования".
Титаническая работа, направленная на поиски компромисса, продолжалась до появления другого - бюджетного - послания президента уже в конце минувшего мая. И там было ясно сказано: "Не позднее июля текущего года должны быть приняты поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации, направленные на совершенствование налогового администрирования". Все.
Колеса бюрократической машины завертелись, казалось, с ужасающей скоростью. Депутаты, чиновники и бизнесмены на срочном совещании у руководителя администрации президента Сергея Собянина 1 июня сумели договориться за один день. Во всяком случае, было заявлено, что все принципиальные противоречия сняты. Думе надлежало принять соответствующий законопроект во втором чтении 30 июня, в третьем - сразу после этого. И он должен вступить в силу с 1 января 2007 года.
Увы, похоже, участники совещания выдали желаемое за действительное. Дискуссии продолжались, но ничего из них не вышло, кроме весьма спорных поправок, уже имевшихся к этому времени в распоряжении бюджетного комитета нижней палаты. И члены его, видимо, уже изнемогая от многомесячных прений, решили: вынести на второе чтение то, что наработали. А на следующий день руководители трех основных организаций российского бизнеса - РСПП, "Деловой России" и "ОПОРы России" - опубликовали совместное заявление. Поправки, которые комитет рекомендовал принять, характеризовались в нем как "фактически дезавуирующие все договоренности, достигнутые бизнес-сообществом ранее и противоречащие нашей позиции по наиболее принципиальным вопросам, которую мы считали согласованной в диалоге с органами государственной власти".
Вкратце речь вот о чем. Предлагается сохранить практику проведения камеральной налоговой проверки на основе не только предоставленных налогоплательщиком налоговых деклараций и иных документов, но и на основе любых других документов, имеющихся в распоряжении налогового органа. При этом не определен ни статус этих документов, ни порядок их получения.
Вводится возможность произвольного продления срока проверки до 4 месяцев, а в исключительных случаях - до 6 месяцев решением налогового органа, осуществляющего проверку.
Отсутствует ранее согласованная норма о невозможности применения к налогоплательщику штрафных санкций по основаниям, не установленным в ходе выездной проверки, если только не доказан факт сговора налогоплательщика и должностного лица налогового органа.
Отсутствует также согласованная ранее норма об отмене решения налогового органа в случае существенного нарушения сроков налоговой проверки. Ну, есть и кое-что еще в том же роде.
Когда описываешь всю эту канительную историю, вспоминаются почему-то не исполненные гордости за ход налоговой реформы слова г-на Шаталина, а сделанное как бы вскользь и позднее замечание того же Александра Шохина: "Если есть хотя бы один пример, что налоговая проверка закончилась без доначисления, я думаю, ее надо было бы занести в Книгу рекордов Гиннесса".
Тут-то, надо думать, и собака зарыта.

[Графические материалы:
Налоги на прибыль, млн. руб.
Материалы доступны в бумажной версии издания.]