• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мои резервы - чье-то богатство

Политический журнал. 2006. № 27/28. 1 августа

...Главный экономист компании "Тройка-Диалог" Евгений Гавриленков уверен, что большие золотовалютные запасы для страны несомненное благо: "Они лежат до поры до времени просто потому, что нефтяные доходы растут быстрее, чем мы можем придумывать какие-либо эффективные проекты, на которые эти деньги можно было бы потратить". В любом случае, считает экономист, это лучше, чем если бы они были "просто проедены"...

Россия нечаянно перевыполнила рекомендации МВФ относительно размеров своей золотовалютной "подушки безопасности"

Россия занимает сейчас четвертое место в мире по объемам золотовалютных запасов. Однако эксперты не сомневаются, что к осени (в крайнем случае до конца года) Россия без особого напряжения войдет в тройку лидеров, отодвинув Тайвань на свою нынешнюю четвертую позицию. Что обещает и чем грозит такое лидерство нашей стране? И какие перспективы нас ожидают с таким запасом? Радоваться этому или горевать?
Пока внешний долг страны сохранял свои внушительные размеры, а объемы импорта в разы перекрывали экспорт, неспешное увеличение золотовалютных резервов (ЗВР) грело душу и вселяло оптимизм в экономистов и руководителей страны, едва не потерявших надежду после кризиса 1998 г. Они с удовлетворением отметили, как в октябре 2004 г. объем ЗВР достиг 100 млрд долл., что превысило и внешний долг страны, и ее годовой импорт. Более того, Россия нечаянно перевыполнила рекомендации Международного валютного фонда, согласно которым минимально достаточный уровень золотовалютных резервов страны должен соответствовать стоимости ее импорта за 3-4 месяца.
Скорость наращивания ЗВР после 2004 г. заметно возросла, и вместо прогнозируемых 140 млрд долл. к началу 2006 г. в авуарах Центробанка скопилось уже 180 млрд. К середине марта золотовалютные резервы России превысили 200 млрд долл., и наша страна вошла в пятерку лидеров по этому показателю. На тот момент самые большие золотовалютные запасы были сосредоточены в Японии (831,6 млрд долл.), Китае (818,9 млрд долл.), Тайване (257 млрд долл.) и Южной Корее (216 млрд долл.).
Через полтора месяца Южной Корее пришлось посторониться и пропустить Россию вперед - запасы ЦБ перевалили за 225 млрд долл. С начала апреля еженедельный прирост ЗВР составляет в среднем около 5 млрд долл. Абсолютно рекордной, по данным Банка России, стала неделя с 21 по 28 апреля, когда золотовалютные запасы увеличились аж на 8,6 млрд долл. (!) Непрерывный рост золотовалютных резервов продолжается вот уже более полугода, и сейчас совершенно очевидно, что при сохранении высоких мировых цен на нефть в тройку лидеров Россия войдет в ближайшие месяцы.
Преодоление планки в 200 млрд долл. ознаменовало собой некий качественный рубеж, который не только взволновал, но и отчасти озадачил экспертов. До больших публичных дискуссий дело не дошло (видимо, все запасенные копья ныне ломаются в битвах на подступах к стабфонду), однако заочный обмен мнениями по поводу стремительного роста ЗВР продолжается и сейчас.

Клубок противоречий, или волнения по поводу роста
Очевидно, что запасы ЦБ, составившие на 1 июля 2006 г. 250,5 млрд долл., продолжают ускоренно пополняться благодаря дорожающей нефти, так как основным покупателем валютной выручки в стране является Банк России. Эксперты часто указывают, что разница между такими золотовалютными лидерами, как Китай, Япония, Тайвань, Южная Корея, с одной стороны, и Россия - с другой, носит принципиальный характер. Азиатские страны усиленно наращивали свои резервы для экономической экспансии, тогда как Россия получила возможность получать супердоходы благодаря резко возросшим ценам на энергоносители. Неудивительно, что в такой ситуации основным инструментом денежно-кредитной политики ЦБ стало накапливание резервов и регулирование обменного курса.
Большая часть экономистов убеждена, что основательные золотовалютные резервы создают запас прочности для экономики в целом, поддерживают стабильность финансов и весьма благотворно действуют на настроения иностранных инвесторов. Вместе с тем эксперты вынуждены признать, что рост ЗВР имеет и обратную сторону - увеличение годовой инфляции примерно на 2%. Печатая дополнительные рубли для скупки идущей в страну валюты, ЦБ невольно стимулирует инфляцию. К аналогичному результату приводит и борьба Банка России с такой напастью, как чрезмерное укрепление рубля, которое подрывает конкурентоспособность отечественного производителя. Одним словом, лекарство имеет такие побочные эффекты, когда не знаешь, то ли радоваться, то ли огорчаться.
По мере стремительного наращивания ЗВР недовольство консервативной политикой ЦБ тоже нарастает. Ряд экономистов, в частности аналитик компании "Финам" Ольга Беленькая, считают резервы ЦБ избыточными. Беленькая отмечает, что российские запасы на 16% превосходят совокупный объем золотовалютных резервов всего Евросоюза и троекратно превышают достаточный уровень для России. По мнению аналитика, это не что иное, как свидетельство неэффективной денежной политики властей. Вместо того чтобы пустить нефтедоллары в дело, сожалеет эксперт, власти либо усердно печатают рубли, чтобы скупить избыточную валюту, либо "замораживают" ее в гособлигациях США и стран Евросоюза.

Не организовать ли отток валюты за рубеж?
Другие эксперты, в том числе и члены совета Ассоциации российских банков, в поисках выхода из замкнутого круга ("укрепление рубля - рост ЗВР - инфляция") высказываются за стимулирование оттока валюты за рубеж. Эксперты предлагают прежде всего ускорить выплату внешних долгов. Идея, заметим, не новая и давно взятая на заметку главным финансовым ведомством страны. В конце июня Минфин добился подписания многостороннего протокола о погашении остатка российского долга Парижскому клубу кредиторов в размере 21,3 млрд долл., приплатив заимодавцам за сговорчивость 1 млрд долл. Настойчивость чиновников финансового ведомства вполне понятна, поскольку процентные выплаты по внешним долгам превышают доход от размещения ЗВР в зарубежные ценные бумаги. Глава Минфина Алексей Кудрин с явным удовольствием отмечает наличие у нашей страны "очень хорошей кредитной истории" в последние годы.
Наладить помимо выплаты внешних долгов более или менее стабильный отток валюты за рубеж можно было бы, считают эксперты, с помощью закупок предприятиями иностранных технологий. Аналитики не сомневаются, что банки охотно стали бы кредитовать предприятия, если бы рефинансирование кредитов на покупку новых технологий взял на себя ЦБ. Таким образом Банк России смог бы успешно и одновременно решать две задачи: снижения инфляции и повышения конкурентоспособности отечественных товаров.
Постановка вопроса об организации оттока валюты из страны на первый взгляд выглядит несколько неожиданно, ведь в течение многих лет экономисты сетуют именно на утечку капитала из России. По данным ЦБ, в России ни разу не фиксировался чистый ввоз капитала частным сектором. Скорее наоборот: в 2000 г. чистый вывоз составил 24,8 млрд долл., в 2001-м -15 млрд, в 2002-м - 8,1 млрд, в 2003-м -1,9 млрд., а в 2004-м - 8 млрд долл. И только в 2005 г. впервые зафиксировано нулевое сальдо. Однако, несмотря на официальные данные, руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Олег Вьюгин уверен, что "если исключить влияние различных "серых" схем, связанных с импортом и НДС, то целый ряд лет в России наблюдается чистый ввоз капитала".
Идея наладить отток валюты за рубеж привлекательна, но вряд ли осуществима, считает член Национального банковского совета, зампред банковского комитета Госдумы Анатолий Аксаков. Он с сомнением относится к тому, что Центробанк охотно откликнется на эту идею и поддержит ее. ЦБ, отмечает депутат, заинтересован в накапливании валюты, потому что доходы от управления резервами служат ему основным источником прибыли. Основная часть золотовалютных резервов находится на депозитах в западных банках, а также инвестирована в ценные бумаги эмитентов с наивысшими рейтингами. Доход от этих вложений составил большую часть прибыли, полученной Центробанком в прошлом году за счет операционной деятельности. Инвестировать средства в надежные ценные бумаги иностранных государств, без сомнения, проще и спокойнее, чем ломать голову над тем, как заставить деньги работать на отечественную экономику. Да и ответственности меньше.

Ближневосточные мифы
Сумасшедшие темпы прироста ЗВР волнуют не только экономистов, но и общественность, которая никак не может уяснить, почему удачная внешняя конъюнктура не трансформируется в комфортные условия жизни внутри страны. И если в прошлом трудности объяснялись недостатком средств для их устранения, то теперь сохранение проблем на фоне растущей массы денег вызывает законное раздражение. Утверждения о том, что не заработанные внутри страны деньги нельзя тратить, общественность выслушивает со все большим скептицизмом, кивая на арабские страны - экспортеры нефти. К тому же выделение из золотовалютных средств части денег для создания "подушки безопасности" в виде стабфонда решает, по мнению общественности, проблему страховки на будущее. И тогда почему бы все, что поступает дополнительно, не употребить для улучшения жизни? Хотя бы для борьбы с бедностью. Так, по оценкам Всемирного банка, Россия по-прежнему входит в число стран, которым не удается справиться с этой бедой.
Экономисты признают, что в большинстве нефтедобывающих стран, основные доходы которых поступают от экспорта энергоносителей, действительно существует практика реализации природной ренты в интересах населения. Как и в России, недра остаются в государственной собственности, и разработкой их занимаются государственные компании. Золотовалютные резервы Норвегии, упакованные в стабфонд (с 1 января 2006 г. он носит название Государственный пенсионный фонд - Government Pension Fund), не раз демонстрировали свою эффективность, помогая в обеспечении стабильности национальной валюты, сдерживании инфляции, обеспечении стабильного развития бюджетной и социальной сфер.
Излюбленный пример - страны Ближнего Востока, природные ресурсы которых принадлежат фактически потомственным олигархам (шейхам, султанам и т.д.), но нефтяное изобилие касается всех граждан. В Кувейте, например, на каждого новорожденного гражданина открывается банковский счет с депозитом в 3 тыс. долл. К моменту совершеннолетия гражданин Кувейта располагает суммой, которая гарантирует ему определенный достаток на многие годы, а также своеобразным "соцпакетом", в который входят беспроцентные кредиты на строительство жилья, всевозможные пособия, бесплатное лечение и образование.
Однако главный экономист представительства Всемирного банка в России Джон Литвак с такими представлениями о ближневосточном изобилии не согласен: "Может быть, в Кувейте действительно нет проблем. Там столько нефти на одну душу населения, что гражданин Кувейта может практически не работать, всю грязную работу выполняют приезжие". Правда, делает оговорку экономист, стать гражданином Кувейта очень сложно. Что же касается Саудовской Аравии и некоторых других арабских стран, то там, подчеркивает Литвак, очень высокая дифференциация населения по доходам.
"Простой народ считает это несправедливым, и это одна из причин политической нестабильности в регионе", - развеивает миф о всеобщем благоденствии народов нефтеносных стран Востока представитель Всемирного банка.

Беречь нельзя потратить?
И все-таки идея поделить доходы от использования золотовалютных резервов между гражданами "вовсе не бредовая", считает председатель совета Московской международной валютной ассоциации (ММВА) Андрей Черепанов. Однако в нынешних условиях, признает эксперт, это нереально, потому что наиболее надежные ценные бумаги, в которые можно размещать ЗВР (например, в казначейские облигации США), имеют низкую доходность. Недовольство по данному поводу недавно высказывал председатель комитета Совета Федерации Евгений Бушмин. Он напомнил, что в 2004 г. доход от размещения Центробанком золотовалютных резервов составил менее 2%, и в прошлом году, по его мнению, дела обстояли не лучше. В такой ситуации самое разумное, считает Черепанов, оставить средства в недрах, чтобы лет через 10-20 будущее поколение смогло продать эту нефть гораздо дороже или воспользоваться ею. То, что практикуется сегодня, по мнению Черепанова, не что иное, как проедание богатства будущих поколений.
Осторожность Центробанка, инвестирующего средства золотовалютных резервов только в облигации с наивысшим кредитным рейтингом, кажется порой чрезмерной даже коллегам. На недавно прошедшем Лондонском экономическом форуме Олег Вьюгин заметил, что "сейчас самое подходящее время для того, чтобы диверсифицировать инвестиционную политику ЦБ, причем это касается не только стабилизационного фонда, но и золотовалютных резервов".
Как один из бывших руководителей Банка России, Вьюгин знает, что действия этого ведомства жестко регламентируются Законом "О Центральном банке России", и потому предложил внести в действующий закон дополнения, которые позволили бы ЦБ РФ проводить более гибкую политику по инвестированию средств ЗВР. В инвестиционный меморандум Банка России, по мнению руководителя финансовой службы, сейчас вполне можно было бы включить не только корпоративные облигации с рейтингом не ниже "АА", но и акции компаний с аналогичной рейтинговой оценкой.

Центробанки - зона риска
Аналитики в этом году с удивлением констатировали, что дорожающая нефть, вопреки прогнозам, не подавляет экономический рост и не увеличивает инфляцию. Во всяком случае, азиатские экономики не устрашились ни того ни другого, напротив - их рост даже ускорился. Мировая экономика сумела устоять перед индонезийским финансовым кризисом в августе 2005 г. (он так и остался локальным), постепенно адаптируется к слабеющему доллару и терпеливо ждет, когда Китай перестанет водить за нос мировую финансовую общественность, обещая плавно ревальвировать юань.
Все чаще мировые риски связывают с политикой центробанков, причем не только группы стран G3 (Федеральной резервной системой США, Европейским ЦБ и Банком Японии), но и развивающихся стран. Руководители ведущих центробанков мира на мартовской встрече в Базеле признали, что сейчас реальный сектор экономики утратил чувствительность к повышению процентных ставок, но надолго ли, точно предсказывать никто не берется. Эксперты опасаются, что в какой-то момент их рост может спровоцировать спад на финансовых рынках.
Еще большие риски эксперты склонны связывать с изменением так называемых валютных корзин центробанков. Так, правительственные экономисты Китая давно призывают сократить валютные резервы страны до 700 млрд долл., а высвободившиеся средства (почти 200 млрд долл.!) потратить вместе с новыми валютными поступлениями на закупку нефти и золота. Банк России, по словам его руководителя Сергея Игнатьева, собирается увеличить до 10% долю золота в своих резервах. Пока долларовый "балласт" сбрасывается в небольших объемах (в евро конвертируется, как правило, не более 10-15% валютных резервов), мировая экономика способна амортизировать возникающие дисбалансы. Взвешенная финансовая политика, как известно, залог стабильности и важнейшее условие экономического роста.

Фонд будущих поколений
Мысль позаботиться о будущих поколениях, выделив для них специальную долю из нынешнего достатка, посещает не только экспертов, но и политиков. В конце мая вице-премьер Александр Жуков заявил, что правительство рассматривает вопрос о создании фонда будущих поколений, куда будет направлена часть золотовалютных резервов страны (порядка 10% стабфонда). По некоторым данным, средства нового фонда будут вкладываться в иностранные "голубые фишки", имеющие больший доход, чем казначейские обязательства. Что ж, создание такого фонда - вполне достойный подарок от финансовых властей. Как некогда популярный долгосрочный депозит, который родители оформляли для своего чада, рассчитывая обеспечить его по достижении совершеннолетия неким стартовым капиталом.
Простой раздачей денег проблему повышения уровня жизни населения не решить. Финансовые инструменты сложны, но с их помощью деньги работают и приносят доход, тогда как в результате простых решений они просто заканчиваются. Не секрет, что для системного решения проблемы благосостояния граждан страны нужны структурные реформы, развитие малого и среднего бизнеса, изменение законодательной базы и много чего другого, где финансы играют очень важную, но все-таки вспомогательную роль. Главный экономист компании "Тройка-Диалог" Евгений Гавриленков уверен, что большие золотовалютные запасы для страны несомненное благо: "Они лежат до поры до времени просто потому, что нефтяные доходы растут быстрее, чем мы можем придумывать какие-либо эффективные проекты, на которые эти деньги можно было бы потратить". В любом случае, считает экономист, это лучше, чем если бы они были "просто проедены". Может быть, поэтому власти гораздо спокойнее взирают на переполненные закрома Центробанка, чем обычные россияне. Вот и глава Минэкономразвития Герман Греф, выступая с лекцией в Российской академии внешней торговли, заметил, что ослабление доллара особого воздействия на Россию не окажет, поскольку она постепенно диверсифицирует свои золотовалютные резервы. Гораздо больше министра волнует судьба сбережений частных лиц, и это вполне справедливо: у запасливого государства и граждане должны иметь надежный запас.