• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Инфляция так же коварна, как рубль

Газета. 2006. № 139. 8 августа

...Если верить статистике (а ей, как говорит Евгений Ясин, верить скрепя сердце приходится, раз только на ее основе можно проводить какие-либо исследования), в июле инфляция выросла на 0,7%, в июле 2005 года индекс инфляции был ниже - 0,5%...
...Евгений Гавриленков из "Тройки Диалога" объясняет активизацию роста цен шире. Он опирается на расширение денежного предложения, на которое повлияло укрепление рубля, вызвавшее приток капиталов, и соответствие выделения бюджетных денег графику их расходования (весной расходы отставали от графика)...

Росстат подвел итоги роста цен в июле. Понимаю, результаты за месяц слишком мелковаты для каких-то глубоких выводов, но поле для размышлений, которые тем не менее к таким выводам вполне могут привести, налицо.
С марта 2006 года статистика приучила нас - впрочем, конечно, не столько нас, сколько правительство - к тому, что инфляция повержена и ее помесячные показатели всякий раз оказываются ниже прошлогодних. На этот раз, однако, не так. Если верить статистике (а ей, как говорит Евгений Ясин, верить скрепя сердце приходится, раз только на ее основе можно проводить какие-либо исследования), в июле инфляция выросла на 0,7%, в июле 2005 года индекс инфляции был ниже - 0,5%. Таким образом, хотя за семь месяцев 2006 года цены выросли, по официальным данным, на 6,9% против 8,5% в 2005 году, звонок о том, что инфляция вовсе не побеждена, прозвучал.
Объяснения могут сводиться к выяснению того, в чем же состоит феномен именно июля, а можно пытаться заглянуть и поглубже. Например, Наталья Орлова из Альфа-Банка прямо связывает июльское оживление цен с "изменениями, происходящими на таможне". Из чего, на мой взгляд, можно сделать два любопытных вывода. Если приоритет экономической политики - подавление инфляции, а один из прямо не названных, но тем не менее ключевых нацпроектов - борьба с коррупцией, то приходится констатировать, что пока борьба с коррупцией оборачивается ростом инфляции. Второе наблюдение состоит в том, что зависимость российского рынка от импорта и, соответственно, динамики внутренних цен от масштабов импорта и цен на импортную продукцию становится критической.
Евгений Гавриленков из "Тройки Диалога" объясняет активизацию роста цен шире. Он опирается на расширение денежного предложения, на которое повлияло укрепление рубля, вызвавшее приток капиталов, и соответствие выделения бюджетных денег графику их расходования (весной расходы отставали от графика).
Карты на столе. Российская экономика опять в проигрыше. Я не раз писал, что приостановка инфляции за счет прежде всего укрепления рубля (и наличия пополняемого стабфонда) - это форточка экономического роста, которая останется открытой, если правительство сумеет использовать благоприятную ситуацию для привлечения в первую очередь прямых производственных инвестиций, лучше всего в форме современного оборудования и технологий. Июльская статистика показывает, что ситуация меняется: укрепление рубля, привлекая прежде всего финансовый капитал, оборачивается новыми витками инфляции. Для правительства это настоящий сигнал бедствия: до сих пор крепнущий рубль был его союзником в войне с инфляцией, а теперь переметнулся к врагу. При этом заменить укрепление рубля в этой войне правительству нечем, да и остановить его укрепление оно не в состоянии. Дальше становится все мрачнее. Инфляция жаждет реванша, на ее стороне постоянно растущие бюджетные расходы. Крепнущий рубль, в свою очередь, без сомнений преодолеет неразбериху на таможне и вызовет мощный приток импорта, от которого, как показывает июль, российские цены уже напрямую зависят. Все вместе не сулит ничего хорошего ни российской промышленности, ни перспективам экономического роста, как бы оптимистично их ни оценивало правительство.