• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Защита от лукавого

Уральский рабочий. 2006. № 121. 2 августа

...Собственно Foresight - это разновидность "дельфийского метода", названного в честь знаменитого оракула Древней Греции, - говорит вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Игорь Юргенс. - Суть его в том, чтобы последовательными действиями - опросами, интервью, мозговыми штурмами - привести экспертов к максимально согласованному прогнозу...

Когда одно, а потом и другое нововведение российского правительства - уменьшить расходы пользователей сотовой связи и оградить население от алкогольных суррогатов - срабатывают с точностью до наоборот, это уже тенденция.

Деньги в трубу
Все началось с благого намерения сделать входящие звонки для владельцев сотовых телефонов бесплатными. Сотовые же операторы, воспользовавшись моментом, не только компенсировали свои потери за счет простых абонентов, но и сумели значительно нарастить собственные доходы. "С 1 июля стоимость услуг сотовых операторов для пользователей подорожала значительно и будет дорожать еще, - говорит аналитик Борис Завалий. - Доходы сотовых операторов с принятием закона не упали, а выросли многократно".
Сложно, не имея на руках экономических выкладок, понять, действительно ли 95 копеек за минуту входящего разговора не окупают реальной себестоимости, как это утверждают операторы. Верится с трудом, поскольку действовавшие до недавних пор тарифы, которые устанавливали сами операторы, были ненамного выше. А на многих, если не большинстве тарифных планов, входящие и вообще были бесплатными, причем платежей за них оператор вообще не получал.
Но сейчас операторы умело проводят свою кампанию, чтобы поднять тарифы. И придумано еще множество уловок, которые увеличили доходы сотовых компаний. А наиболее известная из них - это введение платы за соединение, которая из-за протестов со стороны контролирующих организаций трансформировалась в "степовую тарификацию".
Как объясняют в Уральском отделении "ВымпелКома", с 31 июля 2006 года повышается "стоимость первой минуты разговора, который длится более трех секунд". И причиной этому то, что "установленный регулирующими органами тариф в размере 95 копеек является заниженным и не покрывает наших затрат на минуту сотовой связи". С точки зрения закона здесь все правильно, говорит президент правозащитной ассоциации "Мое право" Анатолий Семенов, если не называть это платой за соединение.
Но как же законы рынка? Ведь те сотовые тарифы, которые действовали до сих пор, сформировались во многом из-за ценовых войн между операторами... Сейчас, похоже, лидеры рынка, ранее втянув в пользование сотовой связью десятки миллинов россиян, полны решимости поднять свои прибыли. Для этого достаточно договориться руководителям всего трех общефедеральных операторов, занимающих больше половины национального рынка мобильной связи.
И остается только надеяться на подписанный на днях президентом России новый вариант закона "О защите конкуренции", который включает в себя положение о коллективном доминировании, что подходит под ситуацию, сложившуюся на российском рынке сотовой связи. Причем доступ конкурентных игроков на рынок затруднен - необходимо получать огромное число лицензий, вкладывать миллиарды долларов в строительство сети.
Так что благородная акция "входящие - бесплатно" значительно опорожнила кошельки абонентов телефонной связи. Как, впрочем, и забота о защите граждан от алкогольных суррогатов привела к полусухому закону и удорожанию спиртного.

А поутру они проснулись
В России издавна повелось самим себе создавать трудности, а потом их мужественно преодолевать. Вот и правительство, вздумав навести порядок на рынке алкогольной продукции, вконец его расстроило. И последствия этого, а плохое распространяется быстро, аукнулись уже в глубинке. К примеру, в Верхотурье отмечен подъем подпольной торговли спиртным, так как легально это позволено делать теперь только одному предприятию - кооппромхозу. И в оплату нелегальным спиртоторговцам понесли черный и цветной лом, добытый путем хищения. Так что главе Верхтотурского городского округа Александру Пивоварову не оставалось ничего другого, как выступить с инициативой о повышении штрафов для торговцев "паленкой" до 20 тысяч рублей.
Алкогольный кризис зашел так далеко, что "Единая Россия" пригрозила правительству своим вмешательством, если в ближайшее время не будут приняты чрезвычайные меры. Ведь кроме раздражения граждан, есть и вполне материальные потери. Так, с начала июля бюджет недополучил 9 миллиардов рублей. И в силу рыночных законов из-за сокращения числа винопродавцов и объемов предлагаемой продукции цены на алкоголь начали стремительно расти.
Более того, если даже правительство и прислушается к рекомендациям бизнес-сообщества, то и в этом случае дефицит спиртного будет ликвидирован не ранее конца текущего года. А что касается цены, то, как предсказывает председатель соответствующего подкомитета Торгово-промышленной палаты России Петр Каныгин, на алкогольном рынке останется 20% от прежнего количества игроков и "здесь можно ожидать договорных цен, сговоров". "По нашим подсчетам, - говорит Каныгин, - примерно 30 миллионов единиц продукции уйдет в нелегальный оборот".
Тогда как, напомним, с помощью перехода на новую акцизную марку и запуска Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) учета алкогольной продукции правительство намеревалось отслеживать каждую бутылку со спиртным до ее продажи и поставить заслон суррогату. А в результате в 2006 году, по экспертной оценке, самогона выпьют втрое больше обычной нормы. И в Южном федеральном округе уже обнаружены партии спиртного с новой качественно подделанной акцизной маркой.
А тут еще напугавший всех слух, что подобным же образом, как на алкогольном рынке, правительство намерено разобраться с фальшивыми таблетками. Что, видимо, аналогично приведет к дефициту и подорожанию импортных лекарств. А перебои с лекарствами - это не с алкоголем. Это для некоторых, в частности для диабетиков, окажется просто смертельным.
Все в целом не может не вызвать естественного вопроса: почему хотят как лучше, а получается как всегда - наоборот?

"Дельфийский метод"
Кстати, это при том, что схема принятия правильных решений, которые задевают интересы многих, уже апробирована на Западе. Эта методика называется Foresight - "предвидение".
- Собственно Foresight - это разновидность "дельфийского метода", названного в честь знаменитого оракула Древней Греции, - говорит вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Игорь Юргенс. - Суть его в том, чтобы последовательными действиями - опросами, интервью, мозговыми штурмами - привести экспертов к максимально согласованному прогнозу.
По словам И. Юргенса, этот метод используется в западных странах уже не первое десятилетие. Так, еще в 40-е годы прошлого века его применила авиастроительная корпорация "Дуглас" для прогноза технологического развития военной авиации. А, к примеру, в Японии в настоящий момент готовится к запуску уже восьмой общенациональный Foresight.
Почему бы и нам, использовав ресурсы Общественной палаты, не запустить Foresight по алкоголю, таблеткам и другим могущим ударить по настроению общества сложным проблемам.